понедельник, 25 октября 2021 г.

НИР по теме : «Использование технологий творческих мастерских на уроках электротехники»

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

ГБПОУ «Бурятский лесопромышленный колледж»

 

 

Рассмотрен                                                                    Утвержден

на заседании ПЦК                                                         Зам.директора по НМР

«____»_____2021г                                                        Баторова Т.П.

«____»_____2021г

Председатель _______

 

 

 

 

 

 

 

Отчет

 

по научно-исследовательской работе

 

преподавателя Громакиной Е.М.

 

за 2020-2021 уч.год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2021 г.

 

 

Тема исследования: «Использование технологий творческих мастерских на уроках электротехники»

 

 Цель исследования:. изучить организацию использования технологий творческих мастерских для повышения знаний студентов по дисциплине электротехника и электроника.

 

Объект исследования – учебный процесс по дисциплине электротехника и электроника

 

Предмет исследования: технологий творческих мастерских в рамках компетентностного подхода.

Гипотеза исследования: процесс использование технологий творческих мастерских  по дисциплине электротехника и электроника для учащихся колледжа будет эффективным, если:

-обеспечена систематическая и целенаправленная самостоятельная деятельность учащихся, мотивированность которых обусловлена активными методами обучения, ориентированными на индивидуальные когнитивные особенности учащихся, и использованием интерактивных средств обучения.

 Задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические предпосылки исследования технологий творческих мастерских в педагогической теории и практике профессионального образования.

2. Уточнить содержание и структуру понятия «технология творческих мастерских».

3. Обосновать роль и место технология творческих мастерских в развитии учебных, практических и творческих способностей студентов при изучении электротехники.

4. Выявить и опытно-поисковым путем проверить технологии творческих мастерских как один из способов повышения знаний при изучении электротехники, обеспечивающих развитие интеллектуальных способностей студентов колледжа.

5. Разработать и апробировать методические рекомендации по организации уроков с применением технологий творческих мастерских, направленной на совершенствование процесса развития интеллектуальных способностей студентов колледжа в сфере изучения электротехники.

    Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы, анализ и обобщение существующего педагогического опыта; наблюдение; беседа, анкетирование, опрос, тестирование; моделирование; самооценка, взаимооценка, экспертная оценка; анализ результатов.

 

Основные этапы проведения исследования

 

Название этапа

Содержание работы и примерные сроки проведения

I

Подготовительный этап.

Определение исходных позиций и разработка методики исследования

Изучение научной и методической литературы, материалов передового педагогического опыта (2020-21 уч год)

II

Основной этап. Опытно-поиспоисковый.

(2020-2021 уч.г.г. ) Разработать понятийный аппарат исследования; типы проблемных ситуаций, модели организации учебной деятельности учащихся на различных уровнях творческих мастерских, разработать методику реализации педагогических условий использования технологий творческих мастерских студентами колледжа на уроке. Узнать о история возникновения технологии творческих мастерских; о теоретических основах технологии творческих мастерских; о

принципах и правилах ведения мастерской; о

этапах работы мастерской; о методах и приемах, используемых на основном этапе мастерской. Показать алгоритм проведения урока по этой технологии.

III

Заключительный этап.

 Обобщающий.

Оформление результатов.

(июнь 2021г.)

 

 

 

 

Основное содержание исследовательской работы

 

Педагогическое исследование начато в декабре 2020г. Прошел первый этап исследования:-теоретико-поисковый.                                                                            На I этапе работы определены основные положения исследования, выполнен аналитический обзор научных источников и нормативных документов. Обобщен сложившийся по предмету электротехника опыт преподавания, методом наблюдений, выявлены уровни развития интеллектуальных способностей студентов колледжа.

 Предмет «Электротехника» относится к общепрофессиональным дисциплинам.

Актуальность исследования.  В настоящее время происходят радикальные изменения в обществе, техногенное общество сменяется посттехногенным. Любому типу общества присуща соответствующая система образования. Техногенному обществу свойственна, так называемая, «традиционная система образования. Посттехногенному нужна принципиально новая система образования, где образование рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности посредством обучения и воспитания, а учитель организует познавательную деятельность студентов.

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в учении, развитие общеучебных умений и навыков.

Модернизация общего образования в целом включает и реформирование физического образования. Оживить процесс общего образования создать атмосферу, сопутствующую поиску и творчеству, сделать учебную деятельность увлекательной и интересной, побудить у учащихся тягу к знаниям поможет постановка ученика в условия развития на уроках творческих мастерских.

Степень познавательной активности учащихся на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке преподаватель. Технология творческих мастерских выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках электротехники. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету. Принцип мастерской: «Все равны в способности стать выше того уровня человечности и образованности, на котором находится каждый». «Каждый способен к творчеству» - Л.С. Выгодский.

Технология мастерских -  представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.

 Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого педагога.

 

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию

процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением .Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

Особенность технологий творческих мастерских заключается в том, что, оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного, в том числе творческого, усвоения знаний, повышая роль именно творческой познавательной деятельности учащихся.

Цель обучения учащихся посредством технологий творческих мастерских заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.

Задачи:

·                Приобретение учащимися необходимой системы знаний, умений, навыков.

·                Достижение высокого уровня развития (овладение приемами мышления: поиск ответов на вопросы, видение и объяснение различных ситуаций и проблем, оценочной деятельностью, приемами публичного обсуждения, умением излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения)

·                Формирование способностей к самообучению и самообразованию (приобретение умений использовать разные источники информации, приемами ее систематизации, сопоставления, анализа).

Высокие темпы развития экономики и промышленности, не позволяют современным предприятиям тратить финансовые, человеческие и другие ресурсы на так называемую «доводку» специалистов на рабочем месте. Именно поэтому современный выпускник учреждений среднего профессионального образования должен быть максимально готов к самостоятельной профессиональной деятельности, т.е. должен обладать не только определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и сформированным отношением к своей будущей профессиональной деятельности, четко выраженными профессиональными компетенциями, определенным опытом в избранной им профессиональной сфере.     Однако на практике реализовать поставленные перед профессиональным образованием задачи не позволяет ряд проблем:

1.      Интенсивные темпы развития экономики и современного производства предполагают изменение содержания и результатов профессионального образования. Знания как результат образования, особенно профессионального, не устраивают современного работодателя.

2.      Одной из характерных черт современного образования является резкое увеличение объема информации, которую необходимо усвоить, «переварить» обучающимся. При этом увеличение объема учебной информации наблюдается во всех дисциплинах.

3.      У значительной части нынешних обучающихся снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции - память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль.

4.      Пассивная подчиненная роль обучающихся в традиционном репродуктивном обучении, не может привести к формированию компетентного специалиста.

 

Таким образом, мы подошли к тому, что на уроках и в процессе обучения вообще, необходимо вызывать у обучающихся стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах, проанализировать имеющиеся факты и события и выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности. Все это позволяют сделать технологии творческих мастерских.

 

История возникновения технологии творческих мастерских

В 1920-х годах у научно-педагогической общественности проявилось стремление к избавлению от всего, что мешает человеку быть свободным, счастливым. В центр внимания педагогической общественности была поставлена личность. Педагоги, врачи, психологи активно изучали личность ребенка, искали пути ее развития.

В середине 1920-х годов во Франции возникла «Французская группа нового образования» (GFEN). В нее вошли знаменитые в то время психологи и педагоги - Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Они стремились противопоставить консерватизму традиционной школы новые интенсивные методы обучения и воплотить эти методы в практике. П. Ланжевен и А. Валлон долгое время были президентами GFEN.

До 1992 года GFEN возглавлял Анри Бассис, известный французский педагог, поэт и драматург, участник движения Сопротивления в годы Второй мировой войны. По его собственному признанию, на него огромное впечатление произвело знакомство с педагогической системой Антона Семеновича Макаренко.

В своем манифесте «Французская группа нового образования» заявила, что ее цель - воспитание свободно и критически мыслящей личности. Отмечалось, что движение «Новое образование» выступает «за интеллектуальную эмансипацию каждого как условие эмансипации всех». При этом подчеркивалось, что GFEN не отвергает напрочь идей педагогов, творивших до них. Представители этого движения утверждали, что основой их философии являются «мысли гениальных предшественников, представителей человечества: Руссо, Песталоцци, Монтессори, Декроля, Макаренко, Корчака, Бакле, Фрэнэ, Пиаже, Нейла, Баттельхейма - всех тех, для кого изменение методов воспитания и преподавания является важнейшей задачей цивилизации».

Основатели GFEN отрицали традиционные атрибуты процесса образования: позволили ученику слушать не учителя, а одноклассника, позволили ошибаться, петь фальшиво, не бояться писать плохо, выдвигать самые на первый взгляд безрассудные гипотезы и отстаивать их, отказываться от них и выдвигать новые. Они предложили тезис о том, что «знание - это созидание и поиск  в противостоянии с ранее приобретенными знаниями, с критической оценкой того, что может быть давно принято всеми». При этом педагоги GFEN настаивали на наличии природных способностей всех людей к творчеству.

В конце ХХ века, в 1989 году, в Марселе собралась творческая группа из 350 педагогов Франции и других стран Европы - представителей «Французской группы нового образования». На этой встрече были сформулированы основные положения предложенной группой новой технологии - «Мастерской»:

1. Вызов традиционной педагогике. Ученик должен находиться в активной позиции, раскрывать внутренний потенциал, сам строить свое знание.

2. Личность с новым менталитетом. Ученик должен развиваться как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно вооруженная личность.

3. «Все способны». Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Необходимо перейти от равенства по праву к равенству на деле.

4. Интенсивные методы обучения и развития. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления.

5. Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор. Педагог должен относиться к ученику как к равному.

6. Точный расчет психологических воздействий. Система воздействия на личность разработана так тщательно, что каждый, кто к ней приобщился, удивляется происходящему с ним: смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль. Таким образом, на рубеже 1980-1990-х годов представителями GFEN была предложена технология, реализующая педагогический подход данной группы.

 Теоретические основы технологии творческих мастерских

 Действие, происходящее в ходе мастерской, непосредственно связано с рождением и последовательностью образов, их возникновением и исчезновением после исполнения своей роли. При этом новые гипотезы, новый опыт как индивидуальный, так и групповой вызывают появление иных, необычных, неожиданных образов.

В ходе проведения мастерских возникает традиционный вопрос о знаниях, умениях и навыках. Кажется, что в дидактическом плане не хватает устного изложения преподавателем содержания изучаемых вопросов. Основное действие состоит в том, что участники мастерской выстраивают свое понимание проблемы, потом выдвигают гипотезы, обсуждают их, отвергают, формулируют новые, а после предъявления их аудитории обнаруживают свои просчеты и выстраивают новые гипотезы. При этом не происходит традиционной передачи огромного объема знаний от присутствующих педагогов ученикам. Один из ведущих отечественных ученых в области педагогической психологии Нина Федоровна Талызина считает, что это оправданно, потому что «знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого... Знать - это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями... Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать».

Сама деятельность по выполнению заданий в ходе мастерской требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Важная особенность технологии мастерских - задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью и неопределенностью. Но это дает простор воображению, творческому поиску. Ученики сами формулируют цель своей деятельности, отбирают средства для ее осуществления. И если традиционно образовательный процесс был сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знание не усваивать, а выстраивать.

На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников учебных заведений. Следовательно, главная задача педагога - помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития.

В ходе мастерских происходит освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.

Как показал проведенный анализ, в качестве наиболее актуально значимых теоретических основ исследования и развития технологии мастерских следует рассматривать основные положения компетентностного, субъект-субъектного подходов, педагогики сотрудничества, успеха, личностно-ориентированных и проблемно-ориентированных педагогических технологий.

Анализируя особенности мастерских как педагогической технологии, важно отметить, что при их построении и проведении активно используется следующий подход: образовательный процесс должен быть выстроен с позиции самопознания личности, помощи ее самостоятельным духовным усилиям, стимулирования, пробуждения заложенных в ней от рождения активности и творческого начала.

Важным аспектом педагогической технологии является воспитание участников мастерской. Процесс воспитания заключается в постоянной корректировке субъективного опыта, сопоставлении его с опытом других, в результате чего происходит выбор собственного пути, самоактуализация.

Педагог в технологии мастерских указывает возможные направления развития ученика, стимулирует его желание совершенствоваться, приоткрывает дверь в интеллектуальный, эмоциональный, нравственный мир, помогает сосредоточиться на том, что ранее не воспринималось, казалось второстепенным, не столь важным, придать более значимый смысл слову, которое ребенок произносит, слышит, читает. Во время занятий происходит социализация, рефлексия, дети свободно высказывают свою позицию, осознают причины ее принятия или непринятия, задают многочисленные вопросы.

Мастерская оттачивает гуманитарный стиль мышления, приближая занятия к профессиональной деятельности  (учит добывать, анализировать, интерпретировать, обобщать факты в стиле, свойственном историкам), филолога (погружает в работу со словом, к критическому осмыслению написанного, к совершенствованию текста), химика, физика, биолога, математика (погружает в работу по образованию понятий, по определению цели исследования, признаков понятий, по проверке выдвинутых гипотез, по установлению критериев правильности их оценки, по классификации и систематизации), художника (предлагает исследовать форму линии, цветовое пятно, цвет, ритм, колорит, структуру картины, создавать свои художественные работы, изучать стили, свойственные разным художникам), философа (исследует понятия власти, символа, мифа и реальности, взаимоотношения миров личностей и социальных классов).

В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения. Однако они во многом отличаются от способов, имеющих те же названия и входящих в другие образовательные технологии.

Индивидуальный способ при традиционном подходе основывается на первоначальной деятельности педагога, на его слове, инициативе и на последующей самостоятельной работе ученика. Применение индивидуального способа обучения в технологии мастерских выдвигает на первый план личность ученика, который сам, без вмешательства педагога, соприкасается с проблемой, сам конкретизирует ее, формулирует вопросы, которые требуют первоочередного исследования. Ребенок самостоятельно вычерпывает первый смысл из нового текста, выделяет непонятное, достойное последующего обсуждения в паре или группе. Он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.

Парный способ обучения в технологии мастерских равносилен работе в диалоге. При этом пары могут быть как постоянного, так и сменного состава. Во время диалога происходит сопоставление нового, пополненного знания с уже имеющимися представлениями.

Групповой способ обучения занимает важное место в технологии мастерских. Его применение начинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось, сформировано первичное понимание проблемы, прояснены некоторые пути ее решения, т. е. предъявлены индивидуальные и парные наработки. На втором этапе проводится их анализ, поиск наиболее эффективного пути исследования и наконец, обычно после социализации, предъявления другими группами своих находок, планов, внесения корректив, начинается реализация одного из намеченных путей.

Таким образом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формировании способов умственных действий приоритет в педагогической технологии мастерских отдается развитию творческих способностей.

Итак, целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.

Педагогу, которого в терминологии мастерских называют мастером, приходится отказаться от привычных функций лектора, авторитарного руководителя. Задача педагога (мастера) в ходе мастерской состоит прежде всего в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам учеников, вызвать их на откровение, работать вместе с ними, не ставить оценки, не ругать и не хвалить, но при этом дать почувствовать ученику собственное достижение, пусть даже небольшое.

Технология «Творческих мастерских» заменяет урок. Она обращена к «Я» ученика, его личности, интересам, поискам и целям.

Итак, мастерская - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.

Уроки в общеобразовательной школе, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач:

- развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;

- направленность на активизацию "ассоциативного поля", образного мышления как способа художественного освоения бытия;

- моделирование состояния вдохновения, "игра" с элементами творчества, "спонтанная" ситуация;

- создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия;

- воспитание навыков импровизации;

- формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия;

- создание эстетических ситуаций - важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;

- всемерное стимулирование художественной культуры на основе реализации собственного творческого опыта.

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе. Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.

Основные положения технологии можно описать в виде следующих правил:

1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

3. Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.

4. Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.

6. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

Принято различать творческие мастерские (ТМ) по жанрам:

   - ТМ построения знаний;                               - ТМ творческого письма;

   - ТМ ценностных ориентаций;            - ТМ смешанного (интегрированного) типа.

         Применительно к электротехнике выделяют следующие виды мастерских:

1. Творческие мастерские обобщение и систематизация знаний по теме. Базовая модель таких уроков состоит из следующих этапов:

1) репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного;

2) развитие механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);

3) решение частично-поисковых задач разного уровня (с дифференцированным подходом);

4) решение творческих задач.

2. Автор и его творчество. Обзорные темы, каждая группа представляет своего ученого, его роль в науке, исследования, разработки, открытия и т.д.

3. Научные исследования. Предусматривает работу с техническим материалом, глубокий анализ.

4. Мастерская – экскурсия. Заочная (виртуальная) экскурсия на на электростанцию, цех, мастерскую.

5. Интегрированная мастерская. Урок электротехники, технической механики, материаловедения.

Творческие мастерские направлены на формирование шкалы ценностей и выработку мировоззренческих установок, на приобретение прочных знаний предмета, развитие творческих способностей учащихся. Стимулируя творчество учащихся, творческие мастерские делают их активными участниками процесса обучения.

          Условием удачного проведения занятия  является следование законам творческих мастерских, учет основных принципов ее  проведения:

1.     Весь урок подчинен единому замыслу и строится по плану-сетке.

2.     Все этапы логически связаны.

3.     Дидактический материал соответствует изучаемому произведению, интересен для ученика, соотносится с темой творческой мастерской.

4.     Методические приемы должны быть одинаковы и знакомы ученикам

(новое может сбить с толку). Хотя этот принцип можно и изменить.

5.     Выбор материала должен быть функционален (ничего случайного).

6.     Учитель должен быть готов к импровизации, если вдруг появится скука или фальшивые ответы.

         Творческие мастерские позволяют осуществлять:  интеграцию традиций и новаций;  новые отношения: «учитель – ученик» (сотрудничество);  использование активных форм обучения;  работу в малых и больших группах;  рефлексивное действие ученика;  творческие работы учащихся на основе литературных произведений;   актуализацию вечных тем (ценностных ориентаций);  формирование нового (социально-адаптированного) мировоззрения;   принцип индивидуализации;   освоение традиционно-сложных тем;  создание особых условий для общения и творчества;   создание проблемной ситуации  для дальнейшего поиска (научного исследования);   мотивацию для дальнейшего изучения темы;   диагностику результатов деятельности;   рост способности детей размышлять и выражать свои мысли и  устно, и письменно.

          Уроки -«творческая мастерская» помогают достичь основных целей электротехнического образования:

1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

2) воспитания чувства ответственности по отношению к выбранной профессии;

3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном и техническом совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;

4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, культуры речи учащихся;

5) (и самое главное) формирования потребности в систематическом самосовершенствовании.

 

Принципы и правила ведения мастерской

•    Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.

•     Право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.

•    Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской созда­ет условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы "педагогики успеха". Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

•      Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской; во-вторых, в праве не участвовать на этапе "предъявле­ния продукта"; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руко­водителя.

•      Значительный элемент неопределенности, неяс­ности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.

•        Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с са­мим собой – необходимое условие личностного освоения элемен­тов культуры, условие восхождения к новым истинам.

•        Организация и перестройка реального простран­ства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участни­ков, отдельные места для индивидуальной работы, возмож­ность быстрого представления творческого "продукта" каж­дого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д.

•       Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в неко­торой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ста­вит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу "на равных" с участниками — напри­мер, в мастерской творческого письма.

 

 Этапы работы мастерской

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской

1.  Метод символического видения, который заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

2.   Метод сравнения версий. Он предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с аналогами, которые формулировали великие ученые, изобретатели и т. д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

3.  Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «я».
Последовательность действий: 1) учащимся предлагается записать к заданному слову ассоциативный ряд слов (выполняя задание, ученик воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов); 2) предлагается задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций.
Например: 1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию; 2) выберите из этого потока ключевое для вас слово;

4.    Метод «Если бы». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.

5Метод «ключевых слов». Этот метод помогает учащимся актуализировать смыслы при работе с текстом. Учащимся предлагается текст, из которого они должны выписать ключевые слова (ключевые с точки зрения ученика).
Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.

6.     Метод самостоятельного конструирования определений понятий.
Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у
детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается технический текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует слово. Затем мастер при необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

7.  Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования (природный, культурный, научный, словесный или иной). Учащимся предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: 1) цель исследования; 2) план работы; 3) факты об объекте; 4) опыты; 5) новые факты; 6) возникшие факты и проблемы; 7) версии ответов; 8)рефлексивные суждения.

8.  Метод конструирования вопросов. Он предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. Последовательность работы:

1) предъявление объекта изучения; 2) индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской; 3) озвучивание вопросов в группе; 4) фиксация всех вопросов на общем листочке; 4) обмен листочками между группами; 5) экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы); 6)выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов; 7) отбор вопросов; 8) отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний.

9.       Метод смыслового видения. Цель данного метода – расширить представление учащихся о каком-то объекте исследования: от узкопредметного до общефилософского, сменить акценты смыслового видения. Структура метода: - учащиеся выполняют привычные для них действия; - мастер ставит перед участниками вопрос, который носит неожиданный, пародоксальный характер (с узкопредметной точки зрения) характер и переводит учащихся в сферу общефилософских категорий. В результате участники переживают состояние разрыва, что служит импульсом к дальнейшему поиску.

10. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический  образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной форме, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы - машина. Что вы видите, слышите, чувствуете?»

11.           Метод образного видения. Он предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте вечный двигатель»; т.д.

12.           Прием «Чтение с пометками». Он предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.

13.           Прием «Толстый и тонкий вопрос». Он направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения, после чего они обсуждают составленные вопросы в группе и выбирают среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов). Каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу. Таким образом формируется мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных самими учениками, а не заданных извне учителем)

14.    Прием «Закончи предложение». Его цель - организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением. Мастер предлагает вниманию участников начало предложения (из критического, научного текста, связанного с идеей мастерской) и проситзакончить предложение. Каждый ученик создает свой вариант, затем знакомится с версиями других учеников. Только после того, как состоялось знакомство со всеми предложенными вариантами, мастер предлагает авторский вариант. На заключительном этапе проводится рефлексия.

 Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества: круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.); творческие работы на компьютере; собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные работы,схемы, рисунки, эскизы, газеты и др.).

Всё это, чтобы не пропал интерес к предмету, обязательно сохраняется и используется в дальнейшей работе.

 В качестве примера приведем сценарий урока по теме «Явление электромагнитной индукции», построенного на основе технологии «Педагогические мастерские».

Цель урока: раскрыть суть явления электромагнитной индукции.

Ожидаемый результатучащиеся должны усвоить понятие электромаг­нитной индукции и индукционного тока, уметь объяснять явления на основе электромагнитной индукции.

Организационный момент. Сегодня у нас необычный урок, мы будем изучать физический материал с помощью технологии «Педагогические мастерские». Будем мастерить явление электромагнитной индукции. Тема нашего  урока имеет отношение к  повседневной практике – электроэнергетике. Прежде, чем начать, прослушайте правила работы в мастерской: 1) в мастерской все равны; 2) я отношусь к мнению другого с уважением; 3) я не боюсь высказаться, так как знаю, что к моему мнению отнесутся с уважением; 4) каждый имеет право на ошибку; 5) каждый имеет право на критику (можно критиковать другого члена группы, но при этом выслушивать критику в свой адрес достойно, спокойно).

Этап актуализации знанийПрежде чем начать работу в мастерской, вспомним уже известный нам материал с прошлых уроков. Проведем фронтальный опрос: 1) перечислите основные свойства магнитного поля; 2) как называется силовая характеристика магнитного поля? 3) укажите способы определения направления вектора магнит­ной индукции; 4) сформулируйте правило бурав­чика; 5) какие линии называются линиями магнит­ной индукции? 6) какие поля называют вихревыми? 7) как определяется модуль вектора магнитной ин­дукции? 8) в каких единицах выражается магнитная индукция?

Мотивационный этап.  

Итак, Вам уже известно, что электрические и магнитные поля порождают­ся одними и теми же источниками — электриче­скими зарядами. Поэтому можно предположить, что между этими полями существует определённая связь. Это предположение нашло эксперименталь­ное подтверждение в 1831 г. в опытах выдающегося английского физика Майкла Фарадея, с помощью которых он открыл явление электромагнитной ин­дукции. Давайте прослушаем сообщение учащегося о жизни и деятельности М. Фарадея. Выступает ученик с заранее подготовленным докладом, сопровождаемый компьютерной презентацией.

А теперь приступим к работе в мастерской.

1 этап. Индукция.

Вам необходимо разделиться на 4 группы, каждая группа получает карточку с изображением экспериментальной установки. Выбирайте карточку и садитесь за соответствующий Вашему номеру стол.

Описание: https://euroasia-science.ru/wp-content/uploads/2017/05/1-78.png

Задания учащимся: 1) Посмотрите на изображение на карточке.  2) Соберите из предлагаемого Вам оборудования электрическую цепь и выполните действие, написанное на карточке. 3) Пронаблюдайте за показаниями гальванометра. 4) Зарисуйте в тетрадь схему экспериментальной установки и запишите, что вы наблюдаете. 5) Попытайтесь ответить на вопрос: «Как объяснить наблюдаемое явление?».

2 этап. Самоконструкция. Каждый учащийся продумывает ответ на вопрос.

3 этап. Социоконструкция. Предполагается парная работ на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему.

4 этап. Социализация. Процесс рассмотрения гипотез, идей в малых группах (не более 5 человек), сформированных по желанию участников мастерской.

5 этап. АфишированиеБеседа мастера с учениками.

Мастер. Итак, откуда появился ток замкнутом контуре? (выслушивает предположения учащихся). Что представляет собой контур? Ученики. Замкнутый проводник.

Мастер. Что существует вокруг полосового магнита (4 группа)  или катушки с током (1,2,3 группы)? Ученики. Магнитное поле.

Мастер. Что появляется в контуре, когда вы размыкали, замыкали цепь (1 группа), меняли силу тока в катушке (2 группа), осуществляли движение катушек друг относительно друга (3 группа), вносили и выносили полосовой магнит в катушку (4 группа)? Ученики. В замкнутом контуре появляется электрический ток.

Мастер. Что происходило с числом магнитных линий в каждом из рассмотренных вами случаев? Ученики.  Число линий изменялось.

Мастер.  От чего зависит величина и направление тока, возникающего в замкнутом контуре? (выслушивает предположения учащихся). Изменялось ли показание гальванометра и направление отклонения стрелки прибора, когда вы замыкали (размыкали) цепь (1 группа), изменяли силу тока в катушке на маленькую (большую) величину (2 группа), быстро или медленно перемещали одну катушку с током относительно другой (3 группа), быстро, медленно вносили магнит разными полюсами в катушку (4 группа)? Ученики. В этих перечисленных ситуациях изменялась в одних случаях величина тока, в других — направление тока, а в третьих – и величина и направление (например, при внесении в катушку не одного, а двух магнитов с изменением полюса внесения).

Мастер. Изменялась ли в этих случаях величина магнитной индукции, скорость изменения линий магнитной индукции, направление вектора магнитной индукции? Ученики. Да, изменялось.

 6 этап. Разрыв.

Мастер. Попытайтесь смастерить определение явления электромагнитной индукции (выслушивает формулировки учащихся). Итак, сейчас я обобщу все Ваши формулировки: 1. Причина возникновения тока в замкнутом контуре – изменение магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур. Это явление впервые обнаружил М. Фарадей в 1831 г. Оно было названо явлением электромагнитной индукции. Определение отражено в Вашем учебнике и  звучит следующим образом: явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока в проводящем контуре, который либо покоится в переменном во времени магнитном поле, либо движется в постоянном магнитном поле, таким образом, что число линий магнитной индукции, пронизывающих контур, меняется. Ток, возникающий в замкнутом контуре, называется индукционным. 2. Величина индукционного тока зависит от величины магнитной индукции, от скорости изменения числа линий магнитной индукции, пронизывающих контур, а направление – от направления вектора магнитной индукции.

Запишем эти выводы работы нашей мастерской. Данное явление электромагнитной индукции применяется в электроэнергетике. Домашнее задание после сегодняшнего урока: каждая группа подготовит сообщение об использовании явления электромагнитной индукции в электроэнергетике, а на следующим уроке мы заслушаем Ваши доклады.

7 этап. Рефлексия.

А теперь ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов: 1) Как Вам работалось в мастерской? 2) Чем эта форма работы лучше, чем обычный урок? 3) Что понравилось, а что не понравилось в работе? 4) Как Вам лучше работалось: одному, в паре, в группе? Почему? 5) Если-бы можно было бы повторить, то что бы Вы сделали по-другому? 6) Хотели бы Вы еще изучить какую-нибудь тему школьного курса физики таким же образом?

Учащиеся отвечают на вопросы в ходе беседы с мастером.

На представленном уроке индукторами, побуждающими ученика к действию, выступают: школьный физический эксперимент, традиционно имеющий большое эмоциональное воздействие на ученика, и задание, которое необходимо выполнить в ходе проведения эксперимента.   Включение участников педагогической мастерской в деятельность по проведению школьного физического эксперимента способствует формированию экспериментальных умений учащихся, что важно в аспекте достижения предметных результатов изучения учебного предмета «физика» ФГОС среднего (полного) общего образования [2].

Заключение

Технология творческих мастерских помогает реализовать цели и задачи программы ФГОС по электротехнике, такие как овладение, умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания  для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации.

Активная деятельность обучающегося в процессе обучения, организованном как проблемное, несомненно, активизирует его познавательную сферу. Познавательный интерес личности направлен на процесс и результат познания.

В познавательный процесс включаются волевые процессы личности, которые

способствуют организации деятельности, реализации её этапов и завершения. Интерес выступает в роли мотива обучения. Что может вызывать у обучающихся интерес в процессе учебной деятельности? Это и само содержание учебного материала, и процесс приобретения знаний. А процесс приобретения знаний благодаря внедрению технологии творческих мастерских становится увлекательным

 

 

 

Библиографический список

 

1.            Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» [Текст]: (приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации, 2010 г.)

2.            Векслер С. И. Современные требования к уроку. — М.: Просвещение, 2015

3.            Малафеев Р. И. Современные педагогические технологии. — М.: Просвещение, 2016

4.            Махмутов М. И. Организация творческих мастерских в школе. — М.: Просвещение, 2017.

5.            Менчинская Н. А. Психологические проблемы активности личности в общении. — М.: Педагогика, 2016.

6.            Оконь В. Основы творческих мастерских в  обучении студентов Вузов. — М.: Просвещение, 2015.

7.            Разумовский В. Г. Творческие задачи по физике. — М.: Просвещение, 2018.

8.            Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, 2017.

9.            Усова А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков на уроках физики. — М.: Просвещение, 2018.

Электронные образовательные ресурсы

1. http://www.mon.gov.ru

2. http://www.edu.ru

3. http://www.rsl.ru

4. http://www.gnpbu.ru

5. http://www.Gramota.ru

7. http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий