понедельник, 25 октября 2021 г.

НИР по теме «Организация самостоятельной работы студентов через выполнение творческих заданий»

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

ГБПОУ «Бурятский лесопромышленный колледж»

 

 

Рассмотрен                                                                    Утвержден

на заседании ПЦК                                                         Зам.директора по НМР

 «____»_____2019г                                                        Баторова Т.П.

                                                                                       «____»_____2019г                                                     

Председатель _______     

                                            

 

 

                                                         

 

 

 

Отчет

 

по научно-исследовательской работе

 

преподавателя Громакиной Е.М.

 

за 2018-2019 уч.год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2019 г.

 

 

Тема исследования: «Организация самостоятельной работы студентов через выполнение творческих заданий»

 

 Цель исследования: изучить организацию самостоятельной работы студентов через выполнение творческих заданий по дисциплине электротехника и электроника.

 

Объект исследования – учебный процесс по дисциплине электротехника и электроника

 

Предмет исследования: самостоятельная работа студентов в рамках компетентностного подхода.

Гипотеза исследования: организация самостоятельной работы студентов через выполнение творческих заданий будет эффективной, если:

-самостоятельная работа студентов колледжа организована во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности;

- самостоятельная работа студентов колледжа включает в себя выполнение дифференцированных творческих заданий, учитывающих их индивидуально-психические особенности;

- самостоятельная работа реализуется в исследовательской деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические предпосылки исследования развития творческих способностей студентов колледжа в педагогической теории и практике профессионального образования.

2. Уточнить содержание и структуру понятия «творческие способности студента колледжа».

3. Обосновать роль и место самостоятельной работы в развитии творческих способностей студентов при изучении электротехники.

4. Выявить и опытно-поисковым путем проверить комплекс педагогических условий, содержание и способы организации самостоятельной работы студентов при изучении электротехники, обеспечивающих развитие творческих способностей студентов колледжа.

5. Разработать и апробировать методические рекомендации по организации самостоятельной работы, направленной на совершенствование процесса развития творческих способностей студентов колледжа в сфере изучения электротехники.

    Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы, анализ и обобщение существующего педагогического опыта; наблюдение; беседа, анкетирование, опрос, тестирование; моделирование; самооценка, взаимооценка, экспертная оценка; анализ результатов.

 

Основные этапы проведения исследования

 

Название этапа

Содержание работы и примерные сроки проведения

I.

Подготовительный этап.

Определение исходных позиций и разработка методики исследования

Изучение научной и методической литературы, материалов передового педагогического опыта (2018-19 уч год)

II.

 

Основной этап. Опытно-поиспоисковый.

(2019-2020 уч.г.г. ) Разработать понятийный аппарат исследования; критерии и показатели, характеризующие уровни развития творческих способностей студентов колледжа, определить методику их диагностики, а также разработать методику реализации педагогических условий развития творческих способностей студентов колледжа. Провести констатирующий этап опытно-поисковой работы: входной контроль знаний и умений студентов, тест на определение творческого потенциала студентов.

 

III.

Заключительный этап.

 Обобщающий.

 

Оформление результатов.

(июнь 2020-21г.)

 

Основное содержание исследовательской работы

 

Педагогическое исследование начато в декабре 2019г. Прошел первый этап исследования: - теоретико-поисковый.                                                                            На I этапе работы определены основные положения исследования, выполнен аналитический обзор научных источников и нормативных документов. Обобщен сложившийся по предмету электротехника опыт преподавания, методом наблюдений выявлены уровни развития творческих способностей студентов колледжа, проведены тестирование и анкетирование студентов  с целью выявления состояния проблемы развития творческих способностей студентов колледжа.

 Предмет «Электротехника» относится к общепрофессиональным дисциплинам.

Актуальность исследования определяется объективной потребностью общества и рынка труда в творческих личностях и реально низким уровнем развития творческих способностей студентов, выпускников профессиональных учебных заведений. В этой связи существенно меняются требования, предъявляемые к профессиональному образованию. Его основной целью становится подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, способного применять на практике не только знания, умения и навыки, но и проявлять самый широкий спектр способностей. В условиях информационно-технологического прогресса, который в настоящее время переживает в целом страна и, в частности, российское образование, одной из важнейших задач отечественной педагогики становится не просто обеспечить студентов фундаментальными знаниями по отдельным дисциплинам, но и научить их учиться, т.е. самостоятельно добывать и применять эти знания на практике. Исследования в области развития самостоятельности студентов и личный педагогический опыт свидетельствуют о том, что умения и навыки самостоятельной работы у студентов развиты слабо. Таким образом, современные требования усиления роли и доли самостоятельной работы студентов в учебно-воспитательном процессе обусловлены объективной необходимостью не только в активизации познавательной деятельности студентов как субъектов учения, но и в осознании того, что обществу необходимы личности с развитыми творческими способностями, умеющие принимать самостоятельные правильные решения в нестандартных ситуациях.

На первом этапе  подвергается анализу исторический аспект проблемы развития творческих способностей личности вообще, акцентируется внимание на развитии творческих способностей студентов. Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества невозможно. Не вдаваясь в подробности истории развития творчества, следует заметить, что в разработке категории «творчество» участвовали многие поколения философов, психологов, педагогов. Определение категории «творчество» в философском осмыслении давали многие ученые. Нам близко определение категории «творчество», которое дает H.A. Бердяев: «Творчество - это внесение в мир принципиальной новизны, творчество - это творение». С точки зрения психологии (J1.C. Выготский) «творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью». В педагогике под творчеством понимают процесс создания субъектом деятельности материальных и нематериальных продуктов, имеющих некоторые особенности, отличающие их от типовых (известных), своеобразные для данного субъекта деятельности, новые по замыслу, исполнению или результату.

Анализ истории развития категории «творчество» позволил нам в ходе нашего исследования рассматривать две категории творчества: «объективное творчество» и «субъективное творчество». Если продукт (материальный или духовный) творчества, по определению П.И. Пидкасистого, JI.M. Фридмана, М.Г. Гарунова, является новым и ценным только для субъекта творчества, то творчество является сугубо личностным, т.е. субъективным. Если же новый продукт творчества (материальный или духовный), созданный субъектом творчества, является новым и ценным не только для него, но и для многих и даже для всех людей, то личностное творчество субъекта приобретает общественную значимость, т.е. становится «объективным».

Новое, созданное в процессе творчества, имеет определенную ценность. Если творчество сугубо личностное, то оно, несомненно, имеет ценность для субъекта творчества, если же творчество субъекта приобрело общественный характер, то ценность его уже определяется тем, какое значение имеет оно для прогресса общества. Поскольку личностные ценности носят эгоистический характер, задача педагогики превратить личностные ориентиры в общественно значимые.

Если творчество совершается в образовательном процессе, соответствующим образом организованном, то целесообразно говорить об учебном творчестве. Чтобы творчество стало общественно-полезным, нужно развивать творческие способности с раннего детства и продолжать их развитие в течение жизни, характер творчества будет меняться с возрастом человека. Таким образом, учебное творчество является важной ступенью в развитии личности.

Развитие творческих способностей мы рассматриваем с позиции способностей вообще. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что понятие «способности» в разные исторические эпохи имело расплывчатый и часто противоречивый характер. Окончательно современное представление о том, что такое способности и чем они отличаются от других психологических свойств человека, сложилось в Х1Х-ХХ вв. Большой вклад в разработку теории способностей внес Б.М. Теплов. Им показано, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. Но способность не тождественна деятельности и несводима к психологическим образованиям, каковыми являются знания, умения и навыки. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижения целей деятельности. Следуя логике Б.М.Теплова, способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Исходя из этого определения, можно выявить общее правило, применимое к сущности развития человеческих способностей: способность обнаруживается только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этой способности. Из вышеизложенного следуют важные выводы:                                                                                                         1. Поскольку творчество - это деятельность, способности проявляются в творческой деятельности.                                                                                                   2. Творческая деятельность не может осуществляться без творческих способностей.                                                                                                                    3. Организованная творческая деятельность должна завершаться творческим результатом.

Таким образом, правомерна схема преобразования способности в результат

СПОСОБНОСТЬ ÞДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Þ РЕЗУЛЬТАТ

Исходя из вышеизложенного, одним из критериев развития творческих способностей студентов будем считать результат творческой деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что существуют различные классификации уровней способностей. Все ученые, занимающиеся данной проблемой, считают, что творческие способности являются проявлением высшего уровня способностей вообще. На наш взгляд, наиболее полно понятие «творческие способности» раскрывает С.А. Новоселов. Он отмечает, что «творческие способности - это синтез свойств и индивидуально-психологические особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления определенного вида творческой деятельности. Творческие способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в частоте усмотрения и осознания личностью ситуаций нового вида, в количестве и четкости формирования творческих задач, в быстроте и результативности нахождения и овладения новыми способами деятельности, в уровне новизны и общественной значимости полученного творческого результата». Исходя из определения способностей и творческих способностей, нами было уточено понятие «творческие способности студента колледжа». Под «творческими способностями студента колледжа» мы понимаем индивидуально-психическое свойство личности, которое, основываясь на знаниях, умениях и творческом потенциале, обнаруживается в самостоятельных исследовательских действиях и положительной мотивации и проявляется в создании оригинальных и новых предметов материальной или духовной культуры, являющихся ценными для личности студента или для общества в целом.                                                   Педагогический аспект нашего исследования предполагает необходимость раскрытия содержания данного понятия с точки зрения педагогики. Своеобразным видом способностей является обучаемость, от которой зависит быстрота и легкость, с которой индивид овладевает знаниями, умениями и способами учебной деятельности. Иногда обучаемость определяют уровнем умственного развития. Однако эти понятия не тождественны. Высокая обучаемость способствует интенсивному умственному развитию, но высокое умственное развитие может быть достигнуто и при низкой обучаемости за счет большой трудоспособности. Можно сделать вывод о том, что обучить творчеству можно, предоставив необходимые инструментарии (средства, методы, формы, приемы) обучения и создавая эффективные педагогические условия для развития творческих способностей обучающегося. Мы в своем исследовании рассматриваем самостоятельную работу как наиболее эффективную для развития творческих способностей студентов форму организации учебной деятельности. Невозможно определить роль и место самостоятельной работы в развитии творческих способностей студентов, не поняв сущность и содержание понятия «самостоятельная работа». Исходной категорией в данном понятии выступает «самостоятельность». Не останавливаясь на истории становления и развития этой проблемы в зарубежной педагогике, отметим, что в русской педагогической мысли ей придавали первостепенное значение многие прогрессивные педагоги и мыслители.                                                                                                                    Одним из первых отечественных педагогов рассмотрел проблему самостоятельности обучаемых К.Д. Ушинский. Его по праву можно назвать основателем теории воспитания самостоятельности в России. Воспитание самостоятельности, по его мнению, начинается с приучения к созерцанию, наблюдению, так как только наблюдение дает возможность думать самостоятельно, а потом выражать свои мысли словами, «самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний».

Самостоятельность К.Д. Ушинский рассматривал как качество личности, состоящее, главным образом, в самостоятельности мышления и формирующееся в процессе самостоятельной деятельности обучаемого под руководством обучающего. В процессе самостоятельной деятельности студент овладевает все более сложными формами мышления, теоретическими и логическими категориями, в результате чего мышлении его становится более сознательным, и, следовательно, более самостоятельным.

В педагогике выделены и обоснованы три уровня развития самостоятельности студентов: подражательный (низкий), подражательно-преобразующий (средний), преобразующий (высокий).

1. На подражательном уровне студенты имеют нейтральное отношение к исследовательской деятельности, степень участия определяется возможностью внешней положительной оценки, к выполнению принимаются предложенные педагогом задачи, содержащие образец для способа действий.

2. На подражательно-преобразующем уровне студенты имеют положительное отношение к исследовательской деятельности, ориентируясь на ее интерактивно-коммуникативные возможности, предпочитают работать в группе, позволяющей иметь образец для построения собственных способов исследовательской деятельности.

3. На преобразующем уровне самостоятельность студентов характеризуется личностно-положительным отношением к исследовательской деятельности, принятием к выполнению самостоятельно поставленных нестандартных задач с учетом специфики деятельности и адекватное применение средств и методов исследовательской деятельности.

Исследователи развития творческих способностей обучающихся определяют различное количество уровней развития творческих способностей. Нам близка позиция П.И. Пидкасистого, который выделяет три уровня творческих способностей:

1) Низкий - уподобление с элементами новизны;

2) Средний - субъективное творчество - деятельность человека (в основном ее мыслительный компонент), включающая сознательные и бессознательные составляющие, целью которой является создание в соответствий с потребностями субъекта деятельности материальных и идеальных духовных объектов, обладающих новизной для субъекта деятельности (субъективная новизна) и значимых, полезных для него;

3) Высокий - объективное творчество-деятельность человека (в основном ее мыслительный компонент), включающая сознательные и бессознательные составляющие, целью которой является создание в соответствии с потребностями человека и человечества материальных и духовных ценностей, обладающих объективной новизной и общественной значимостью (художественное, музыкальное, научное, техническое творчество).

Сопоставим эти уровни

3 уровня развития самостоятельности

3 уровня развития творческих

способностей

1. низкий (подражательный)

1. низкий (уподобление)

2. средний (подражательно-преобразующий)

2. средний (субъективно-творческий)

3. высокий (преобразующий)

3. высокий (объективно-творческий)

Сопоставление данных уровней указывает на их взаимосвязь. Сопоставив уровни развития творческих способностей и уровни развития самостоятельности студентов, можно сделать вывод о том, что низкому уровню развития самостоятельности соответствует низкий уровень развития творческих способностей студентов; подражательно-преобразующему уровню развития самостоятельности может соответствовать субъективно-творческий уровень развития творческих способностей студентов, а преобразующему уровню самостоятельности соответствует субъективно-творческий и объективно-творческий уровни развития творческих способностей студентов.

Как показывает практика, наиболее высокий уровень развития самостоятельности характеризуется «личностно положительным отношением к исследовательской деятельности, принятием к выполнению самостоятельно поставленных нестандартных задач с учётом специфики деятельности и адекватное применения средств и методов исследовательской деятельности", что в полной мере соответствует "среднему" и "высокому" уровню развития творческих способностей студентов. Разница между средним и высоким уровнями развития творческих способностей студентов в общественной значимости открытия (творческого результата).

Таким образом, прослеживается тесная взаимная связь между самостоятельностью и творческими способностями. Данный вывод не противоречит, а лишь подтверждает позицию Д.Б. Богоявленской о взаимосвязи творческих способностей и самостоятельности.

На основе психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев) мы определяем самостоятельную деятельность как деятельность, в процессе которой субъект предвидит результат своей деятельности и соотносит с ним необходимые средства деятельности в условиях согласованности мотива и цели деятельности. В обучении самостоятельность студентов реализуется в самостоятельной работе. Самостоятельная работа - это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя организуется и направляется им. Эта работа связана с самостоятельным получением продукта учебно-познавательной деятельности на репродуктивном или творчеством уровне.

Самостоятельная работа обучаемых определяется дидактами по-разному: как средство обучения (Ю.Б. Зотов), как прием обучения (А.Ф. Соловьева), как способ обучения (И.Э. Унт) как фактор организации учебной деятельности (Б.П. Есипов), как средство организации, самостоятельной деятельности и управления ею (П.И. Пидкасистый), мы же в своем исследовании рассматриваем самостоятельную работу

как средство развития творческих способностей студентов. Существует целый ряд исследований, в которых самостоятельная работа рассматривается как средство формирования творческой личности и развития творческих способностей (М.Г. Гарунов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкаси-стый, М.Н. Скаткин, A.B. Усова и др.).

Самостоятельную работу студента можно считать творческой, если она отличается от общепринятой нормы в данной предметной области, выполнена способами или приемами, отличными от других, и является ценной для студента

Таким образом, развитие творческих способностей представляется в виде спирали, когда на каждом этапе развития творчества необходимо:

1. Проводить диагностику творческого потенциала студентов;                                 

2. Мотивировать студентов к созданию продуктов творчества;

3. Обеспечить студентов необходимыми знаниями и умениями;

4. Предлагать дифференцированные творческие задания;

5. Предлагать исследовательскую работу, считая ее высшим уровнем творчества;

6. Презентовать результат творческой деятельности.

Таким образом, продвигаясь от диагностики творческого потенциала студента к результату творческой деятельности, обучающийся проходит все стадии развития творческих способностей, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Таблица 1

Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся

Критерии

Показатели

Средства измерения

Когнитивный

1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним.

2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях.

Тестирование

Методика "Наборщик".

Мотивационно-потребностный

1 Отношение к творческим упражнениям.

2.Развитие творческих способностей.

3.Стремление к самовыражению, оригинальности.

Наблюдение.

Деятельностный

1.Предложение новых решений в процессе учебной деятельности.

2.Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления.

3. Участие в коллективной творческой деятельности

Наблюдение

Метод проблемных ситуаций.

Методика "Три слова"

В соответствии с выделенными критериями и показателями мы охарактеризовали уровни развития творческих способностей младших школьников в таблице 2.

Таблица 2

Уровни развития творческих способностей студентов

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие.

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.

Мотивационно -потребностный

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность.

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя.

Не может создавать и принимать

необычные образы, решения; отказывается от выполнения

творческих заданий

 

В содержании первой главы в соответствии с темой, гипотезой и задачами настоящего исследования рассматривается характеристика педагогических условий, необходимых для развития творческих способностей студентов в процессе их самостоятельной работы при изучении гуманитарных дисциплин:

- взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, которая обеспечивает непрерывность процесса развития творческих способностей студентов колледжа.

- разработка дифференцированных творческих заданий, учитывающих индивидуально-психические особенности студентов, необходимых для поэтапного, планомерного движения личности в образовательном пространстве;

- реализация творческих способностей в исследовательской деятельности, которая является высшей формой проявления их развития.

Основное назначение взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, как отмечает Г.И. Щукина, состоит не только в расширении содержания программного материала, что отвечает потребностям, интересам, наклонностям студентов. Главное состоит в том, чтобы осуществить взаимоперенос творческих процессов, результатов с учебной деятельности на внеучебную и наоборот, включать эти процессы в русло общественной деятельности, которая делает ощутимой ценность творчества студентов, получающего широкую социальную оценку. Опросы современных студентов отражают их стремление к активной вне-учебной творческой деятельности, а также к творческим формам обучения.

Организовать самостоятельную работу студентов можно непосредственно в аудитории и вне аудитории. Изучение предметов гуманитарного цикла на учебном занятии непосредственно в аудитории обусловливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как продуманно и творчески строить свое выступление, доклад, рецензию; критически оценивать выступления студентов на семинаре, конкурсах, конференциях, высказывая свою точку зрения; сочинять, анализировать, интерпретировать текст; ставить и разрешать проблему методами, отличными от других; составлять аннотации, кроссворды и др.

К самостоятельной работе по гуманитарным дисциплинам вне аудитории относится конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации; выполнение рефератов; подготовка к семинарам, конференциям, «круглым столам»; участие в проведении различных исследований и обработка их данных; анализ проблемных ситуаций по учебной или исследовательской теме; подготовка к деловым играм, зачётам, экзаменам и др.

Становление личности, её самостоятельности, развитие творческих способностей не может ограничиваться учебным процессом даже при наличии в нём взаимосвязей познавательной и художественной деятельности, открывающей простор удовлетворения запросов студентов в области гуманитарных дисциплин. Выход во внеучебный процесс, обладающий многообразием видов и форм деятельности, значительно расширяет познания, формирует и развивает творческие способности студентов.

Формы внеучебной деятельности широки и разнообразны: кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, студенческие симпозиумы и диспуты, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки студенческих творческих работ. В качестве вспомогательных форм используются экскурсии, студенческие клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основным системообразующим компонентом учебной и внеучебной деятельности является направляемое и развиваемое педагогом студенческое творчество. Практически все перечисленные формы учебной и внеучебной деятельности студентов присутствуют при изучении электротехники.

Таким образом, система учебно-воспитательной работы на уроке электротехника направлена на развитие творческих способностей студентов, и создании творческой среды, которая способствует формированию и развитию творческих способностей студентов и включает в себя совокупность учебной и внеучебной деятельности студентов.

Исходя из определения понятия «творчество» и « среда», можно дать следующее определение творческой среды - это комплекс общественно-материальных, духовных и коммуникативных условий, реализующихся в учебной и внеучебной деятельности студентов, служащих проявлению творческих способностей студентов колледжа.

Под индивидуально-психическими особенностями в педагогике принято понимать: возрастные особенности, а также степень интеллектуального и мотивационно-потребностного развития и др. Я в своем исследовании исходила из того, что возраст студентов, привлеченных к опытно-поисковой работе, составляет 16, 17 лет и относится к юношескому возрасту. Согласно теории Ж. Пиаже, особенностью когнитивного развития юноши является развитие мышления. Интеллектуальный потенциал в подростковом возрасте уже аналогичен интеллекту взрослого человека. Принципиальное отличие юноши от взрослого заключается лишь в том, что у него меньше жизненного опыта. Опираясь на работы известных психологов, педагогов (Э.Ф. Зеер, Д.И. Фельдштейн и др), ориентируясь на специфику гуманитарных дисциплин, а также исходя из критериев творческих способностей, мы под индивидуально-психическими особенностями студентов будем рассматривать уровень творческого потенциала студентов, уровень развития устной и письменной речи как продукта творческой деятельности студентов в области гуманитарных дисциплин (степень интеллектуального развития), а также желание или нежелание студентов заниматься творчеством (степень мотивационно-потребностного развития).

В исследованиях В.И. Андреева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др. подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество студентов наиболее проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Исходя из этого, мы можем предположить, что наиболее высокое развитие творческих способностей студентов происходит, когда самостоятельная работа организуется педагогом как исследовательская деятельность, и как любой деятельности, исследовательской деятельности необходимо обучать студентов.

Анкета
для входного контроля обучающихся по профессии «автомеханик».

1. Как вы выбрали свою профессию:
-по совету родителей (родственников) -56%
- по совету друзей
  -23%                                                                                                                          - самостоятельно -21%

2.Занимались ли техническим творчеством до поступления в училище и где:
- в школе -19%
- в доме творчества -12%
- самостоятельно -39%
- не занимался -30%
                                                                                                                                                      3
. На каких станках и каким инструментом научился работать:
- в школе (точильный, строгательный, деревообрабатывающий)-24%
- в кружках тех. Творчества (выжигание по дереву, моделирование замков, автомобилей)-24%
- дома (ремонт автомобиля, мотоцикла, велосипеда, мопеда, бытовой технки ) -52%
                                                                                                                                                                4
. Кем работают твои родители?

Анкета,
выявляющая изменение уровня мотивации учения

  1. Как ты считаешь, правильно ли ты сделал выбор, поступив в наш колледж?

1.      Да-72%

2.      Нет-8%

3.      Не знаю-20%

  1. На каких спец.дисциплинах ты занимался с желанием и почему?

1.      Электротехника -28%

2.      Техническая механика -12%

3.      Инженерная графика – 12%

4.      Устройство автомобилей -38%

5.      Материаловедение -10%

  1. На каких спец.дисциплинах ты занимался с нежеланием и почему?
  1. Чем тебе нравится предмет «Электротехника и электроника»?

1.      Интересно на уроке -45%

2.      Нравится выполнять ЛПР- 12%

3.      Хочу научиться самому разрабатывать и изготовлять макеты, электронные изделия- 54%

  1. Какой вид учебной работы для тебя более интересен: 
  • теоретические занятия; -36%
  • практические занятия; -24%
  • творческие занятия. – 60%
  1. Какие виды уроков вызвали у тебя особый интерес и почему?

7.      Пригодятся ли тебе приобретенные знания и умения в дальнейшем?

  • Да-82%
  • Нет-0%
  • Не знаю -18%
  1. Хотел бы ты дальше продолжить обучение в этом направлении?
  • Да-72%
  • Нет-20%
  • Не знаю -8%

Анкета
для обучающихся

1. С каким настроением вы идете в колледж?

  • с радостью-66%
  • с привычным равнодушием-8%
  • с предчувствием неприятности-4%
  • скорей бы все это закончилось-22%
  1. Бывают ли у тебя в колледже неприятности?
  • Часто - 34%
  • Редко – 62%
  • Никогда – 4%
  1. Если бывают, то от кого они исходят?
  • от учителей-предметников -38%
  • от куратора -40%
  • от учащихся вашей группы -22%
  1. Бывают ли конфликты с преподавателем электротехники?
  • Часто -0%
  • Редко – 78%
  • Никогда -22%
  1. Ты считаешь, что твоя группа …
  • сплоченная и дружная -56%
  • разбитая на группы -40%
  • каждый живет сам по себе-4%

Вывод по анкетированию: Студенты колледжа хотят стать профессионалами в области получения своей специальности, при том есть такие, кто не осознает как этому можно научиться, а значит есть смысл проводить самостоятельную работу с элементами творчества по изучаемому предмету.

Таким образом, теоретическая часть исследования позволила нам сделать следующие обобщения и выводы:

1. В последние годы все большее внимание в сфере профессионально-технического образования уделяется проблеме развития творческих способностей студентов, поскольку возрастают потребности индустриального общества в компетентном специалисте, способном принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях, проявлять творческий подход в любом деле.

2. Анализ понятий «способности», «творчество», «самостоятельная работа» позволяет сделать вывод о том, что данные понятия более всего находят свое отражение в трактовке представителей деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.).

3. С позиции деятельностного подхода творческие способности студента колледжа нами определяются как индивидуально-психическое свойство личности, которое, основываясь на знаниях, умениях и творческом потенциале, обнаруживается в самостоятельных исследовательских действиях и положительной мотивации и проявляется в создании оригинальных и новых предметов материальной или духовной культуры.

4. Развивать творческие способности можно различными средствами. Важным средством развития творческих способностей студентов выступает самостоятельная работа, организованная специальным образом:

- во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, которая обеспечит непрерывность процесса развития творческих способностей студентов колледжа;

- посредством выполнения студентами колледжа дифференцированных творческих заданий, учитывающих их индивидуально-психические особенности, что создаст условия для поэтапного, планомерного движения личности в образовательном пространстве;

- в исследовательской деятельности, которая является высшей формой проявления развития творческих способностей студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

1.                Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» [Текст]: (приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации, 2010 г.)

2.                Абдуллаев, A.B. Педагогические основы формирования и развития производственно-технического творчества учащихся / A.B. Абдуллаев. — М.: Ин-т общего образования МОРФ, 1993. - 246 с.

3.                Аверченков, Владимир Иванович. Основы научного творчества [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. И. Аверченков, Ю. А. Малахов. – М.: Флинта, 2011. – 156 с. – Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". – ISBN 978-5-9765-1269-6.

4.                 Алханов А. Самостоятельная работа студентов //Высшее образование в России. – 2005. – № 11. – С. 86-87.

5.                Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие – Краснодар, 2000.

6.                 Гладышева М. и др. Формирование исследовательских компетенций студентов в процессе самостоятельной учебной работы в техническом вузе // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 3. – С. 24-26.

7.                Дмитриева В., Самойленко П. Модульно-рейтинговая система организации управляемой самостоятельной работы студентов // Науковi записки. – Вiпуск 82(1). – С.37-41.

8.                Жук О. Л. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: пособие для преподавателей и студентов. – Минск: РИВШ, 2005. – 112 с.

9.                Зайдман, И. Н. Технология самостоятельной работы: учебно-методическое пособие /И.Н. Зайдман, Е.В. Евдокимова, О.А. Ефремова, Н.В. Федорова, М.А. Лаппо, Н.П. Воронцова, М.А. Григорьева, Е.Н. Медведева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. – 14 c.

10.            

11.            Гришин, A.B. Социально-педагогическая концепция развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы / A.B. Гришин : Автореф.дис. . доктора п\ед.наук. Челябинск: УралГУФК, 2010. -47 с.

12.           Лапина О. А., Тигунцова Г. Н. Самостоятельная работа студентов: организация и содержание. учебное пособие. – Иркутский гос. пед. университет, 2009. – 80 с.

13.            

14.           Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности : дис.докт. психол. Наук / Н.В. Матяш. М.: ПИ РАО, 2000.

15.           Портных В. О воспитании самостоятельности студентов // Высшее образование в России. – 2006. – № 7. – С. 155-157.

16.           Росина Н. Организация СРС в контексте инновационного обучения // Высшее образование в России. – 2006. – № 7. – С. 109-114.

17.           Семашко, П.С. Разработка модели специалиста / П.С. Семашко // Специалист. 1994. - №6. - С. 11-13.

18.           Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В.П. Симонов. М.: Межд. пед. акад., 1995. - 192 с.

19.           Истюфеева, Жанна Николаевна. Технология организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Ж. Н. Истюфеева; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого и дистанционного образования. – Новосибирск: НГПУ, 2012. – Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

20.            Шадриков, В.Д. Проблемы профессиональных способностей / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. - Т.З. - №5. - С. 13-46.

21.            Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. - №2.

Электронные образовательные ресурсы

1. http://www.mon.gov.ru

2. http://www.edu.ru

3. http://www.rsl.ru

4. http://www.gnpbu.ru

5. http://www.Gramota.ru

7. http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий