понедельник, 25 октября 2021 г.

Методическая разработка открытого урока по теме: «ТРАНСФОРМАТОРЫ»

 

Министерство образования и науки  Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бурятский лесопромышленный колледж»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 открытого урока по теме:

«ТРАНСФОРМАТОРЫ»

 

 

                                                               Автор: Громакина Е.М.               

Преподаватель электротехники  ГБПОУ «БЛПК»

 

Улан-Удэ

2018 г.

Рассмотрена предметной (цикловой)                             Утверждена

комиссией                                                                          Руководителем НМР

Председатель А.Б.Павлова ________                             М.В. Баханова ______

«     » _________  2018 г.                                                   «    » _________  2018 г.

 

 

 

Автор: Е.М.Громакина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компетенции, реализуемые при подготовке к мероприятию:

ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2  Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 . Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 . Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 . Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8 .  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9 . Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируемые профессиональные компетенции:

 

ПК 1.1. Осуществлять контроль качества и испытания продукции, работ, услуг.

ПК 2.1. Определять этапы внедрения технических регламентов.

ПК 2.2. Проверять правильность выполнения пунктов стандартов и других документов по стандартизации на продукцию и технологические процессы ее изготовления.

ПК 3.1. Использовать основные методы управления качеством.

ПК 4.1. Выполнять работу по оформлению плановой и отчетной документации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 24

Дисциплина: Электротехника Группа: УК-21 специальность «27.02.02  Техническое регулирование и управление качеством»           

Тема занятия:  Трансформаторы.                                                                                                Вид занятия: урок

Цель занятия: создать условия для расширения понятийного аппарата при изучении трансформаторов.

Задачи занятия: формировать УУД:

Личностные: принятие проблемы, установление связи между целью учебной и ее мотивом, самооценка на основе успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель урока, оценивать правильность выполнения действий, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, объяснять свою точку зрения, аргументирование своего мнения, умение корректно поправлять товарища.

Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания по теме.

 Образовательные результаты: стимулировать учебные мотивы студента; активизировать учебную деятельность; обеспечить рефлексию учебной деятельности; контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.

Предметные: составление различных моделей в разных сферах деятельности, в том числе будущей профессиональной деятельности.

Личностные: умение осуществлять деятельность в группе.

Метапредметные: познавательные: проведение лабораторных опытов по теме.

Оборудование (ресурсы): компьютерное оборудование, интерактивная доска, видеопроектор, лабораторное оборудование (трансформатор, источник питания, мультиметр, измерительные приборы, провода, гальванометр, дроссельная катушка, катушка-моток, резистор, светодиод),  презентация, раздаточный материал, рабочая тетрадь.

Структура урока,

 цель (время в мин)

Деятельность преподавателя

Задания, выполнения которых приведет к достижению образовательных результатов

Деятельность обучающихся

Формируемые компетенции (коды)

1.      Мотивация

 (~ 4 мин)

Цель:

Создать положительную мотивацию к изучению материала.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность с помощью обсуждения эпиграфа.

Подводит к формулировке темы занятия студентами.

Эпиграф урока:

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
 И электрических лучей ?

                                           А. Мицкевич

Отгадайте ключевое слово урока

1.      Какое напряжение мы используем в электрической сети?

2.      Чему равна промышленная частота в электрической сети? Что означает эта цифра?

3.      Какое напряжение нужно бытовым приборам для их работы? Перечислите приборы и предполагаемое напряжение для их работы?

4.      В основе принципа действия этого устройства лежит явление электромагнитной индукции?

Итак, сегодня на уроке мы поговорим о трансформаторах, о их применении.

Обсуждают разные версии, определяют содержательные рамки урока.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. Оценивать их эффективность и качество.

2. Актуализация опорных знаний (~ 7 мин)

Цель:

-создание условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

-установить тематические рамки

-наметить шаги учебной деятельности

Организует актуализацию требований к ученикам со стороны учебной деятельности;

-устанавливает тематические рамки

-намечает шаги учебной деятельности.

1. Чтобы определить границы наших знаний проведем вначале заполнение первого столбца таблицы1.                                                                           При затруднении, можно предложить продолжить фразы:                                                             -Трансформатор это….

- его действие основано на ….

- он состоит из…..

- его основными электрическими параметрами являются…..

- я знаю формулы:

 

2.Игра «Найти ошибки»

1.      Ток измеряется в вольтах, напряжение в омах.

2.      Индуктивная катушка- это две пластины, соединенные слоем диэлектрика.

3.      Диэлектриком является материал, который хорошо проводит электрический ток.

4.      Формула  мощности: Р= U /I

5.      Трехфазная система образуется из одного провода, по которому протекают одновременно три тока.

Вывод: граница наших знаний – понятие о трансформаторе, о физике процессов внутри него, о правилах вычислений его основных характеристик.

Заполняют таблицу.

Вспоминают и

записывают в первый столбец все, что вспом-нили о ТР, выде-ляя главную и второстепенную информацию.

Обмениваются друг с другом своими знания-ми, выражая свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникациями.

Повторяют мате-риал, аргументи-руют своё мнение о способах испра-вления ошибок, фиксируют все повторяемые понятия, алгорит-мы, определяют границу своих знаний.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

3.Постановка учебной задачи (~ 8 мин)

Цель:
создание проблемной ситуации с помощью практической задачи.

Создаёт условия для выявления причин недостаточности знаний у обучающихся.

Задает вопрос

учащимся:

Что бы вы хотели еще узнать о ТР?

Чтобы выявить место и причину затруднения по теме проведем заполнение второго столбца таблицы1.                                                                          

Заполняют вторую графу таблицы "хочу узнать, хочу научиться". Выполняют места затруднения, фиксируют их причину.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

4.Исследование проблемы (~ 39 мин)

Цель: Организация способов решения учебной задачи.

В соответствии с таблицей 1 предлагает сформулировать цель урока.  Организует деятельность по определению способов решения проблемы.

Предлагает учащимся

разделиться по группам для выполнения исследования и выполнить задания на применение новых знаний

 

Вывод: Чтобы найти проблему, мы должны хорошо разбираться в физике процессов происходящих в ТР.

Проведем лабораторный опыт о том, как наводится электромагнитная индукция в дроссельной катушке, зафиксируем гальванометром появление кратковременного индукционного тока. Сделаем вывод.

Выполнения исследования:

1 группа: «Исследовать классификацию ТР»

2 группа: «Исследование принципа работы ТР»

Лабораторный опыт о принципе работы однофазного ТР, вычислим коэффициент трансформации.

3 Исследование проблемы                                                                                                  «Можно ли подключить трансформатор к сети постоянного напряжения?»

4. Исследование проблемы «Почему гудит трансформатор?»

5. Исследование проблемы «Можно ли КПД трансформатора сделать равным 100 %?

5. группа: «Применение ТР в профессиональной деятельности»

Предлагает представителю от каждой группы выступить с кратким докладом об исследовании.

 

Формулируют тему урока, ставят себе цель, определяют новые границы знаний.

Распределяются по группам, получают темы исследований.

Выполняют

исследования,

делают выводы,

обсуждают выводы в группах

определяют границу применимости своих знаний.

ОК 4 . Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1. Осуществлять контроль качества и испытания продукции, работ, услуг.

ПК 2.1. Определять этапы внедрения технических регламентов.

ПК 2.2. Проверять правильность выполнения пунктов стандартов и других документов по стандартизации на продукцию и технологические процессы ее изготовления.

ПК 3.1. Использовать основные методы управления качеством.

ПК 4.1. Выполнять работу по оформлению плановой и отчетной документации.

5.Моделирование (~6 мин)

Цель: Создание условий для учебного усвоения информации

 

 

Предлагает учащимся первично закрепить полученную информацию решением качественных задач. 

 

 

Решение составленной задачи с комментированием на доске.

Решают качественные задачи, пользуясь дидактическим материалом, и проговаривают объяснение во внешней речи

ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 

6.Конструирование нового способа действия (~10 мин)

Цель:

- Создание условий для учебного усвое-ния информации.

Составление физической модели изучаемого объекта в профессиональной сфере деятельности.

Организует применение изученного материала в нетипичных, в нестандартных ситуациях с помощью метода проектов.

Заполнение протокола поверки ТР.

Учатся заполнять протокол поверки ТР

ОК 6 . Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 1.1. Осуществлять контроль качества и испытания продукции, работ, услуг.

ПК 2.1. Определять этапы внедрения технических регламентов.

ПК 2.2. Проверять правильность выполнения пунктов стандартов и других документов по стандартизации на продукцию и технологические процессы ее изготовления.

ПК 3.1. Использовать основные методы управления качеством.

ПК 4.1. Выполнять работу по оформлению плановой и отчетной документации.

7.Коррекция способа действия (~ 7 мин)

Цель:

Коррекция отработки  способа действия. Самопроверка умений применять новые знания в типовых условиях (самопроверка по эталону, коррекция ошибок, создание ситуации успеха)

Предлагает учащимся ответить  на подготовленные вопросы. Контролирует ответы, поправляет с последующей самооценкой.

 

Сделаем маленькие открытия. Для этого проведем «Мозговой штурм» проблемы.

Вопросы для мозгового штурма.

1.      Минимальное количество обмоток в ТР?

2.      Чем одна обмотка отличается от другой?

3.      Как осуществляется передача энергии из одной обмотки в другую?

4.      Какой ТР является повышающим?

5.      Какой ТР является понижающим?

6.      Где Тр нашли широкое применение?

7.      Что преобразует ТР?

8.      Какие бывают виды трансформаторов?

9.      Чем отличаются трансформаторы 50 и 400 Гц?

10.  Что такое коэффициент трансформации?

11.  Какая обмотка трансформатора называется обмоткой высшего напряжения (ВН)?

12.  Какие трансформаторы называются «сухими»?

13.  Какие трансформаторы называются «масляными»?

14.  Как трансформаторы обозначают на электрических схемах?

Самостоятельно отвечают на вопросы, корректируют ошибки, оценивают своё умение применять новое учебное содержание.

 

ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 

8.Рефлексия (~9 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания, самооценку учебной деятельности с помощью вопросов.

- сегодня я узнал...

- было трудно…

- я понял, что…

- я научился…

- я смог…

- было интересно узнать, что…

- мне захотелось…

 

Домашнее задание по выбору учащихся:

-составить и решить 3-5задач по теме;

- сообщение по теме;

- кроссворд по теме;

Индивидуальный проект «Применение ТР в моей будущей профессиональной деятельности».

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность, проводят самооценку собственной деятельности.

ОК 9 . Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

 

 

 

 

 


Ход урока.

1.     Мотивация (~ 4 мин)

 

Цель:

Создать положительную мотивацию к изучению материала.

На экране доски выведен эпиграф к уроку:

 

 Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
 И электрических лучей ?                         А. Мицкевич

 

 Студентам предлагается ответить на вопрос о том, что автор хотел сказать этими словам. Многие студенты пытаются дать ответ на вопрос на основе знаний, полученных в курсе физики, биологии, но в результате осознают потребность в новом знании. Далее предполагается отгадать ключевое слово урока по наводящим вопросам.

1.Какое напряжение мы используем в электрической сети?

2.     Чему равна промышленная частота в электрической сети? Что означает эта цифра?

3.     Какое напряжение нужно бытовым приборам для их работы? Перечислите приборы и предполагаемое напряжение для их работы?

4.     В основе принципа действия этого устройства лежит явление электромагнитной индукции?

Итак, сегодня на уроке мы поговорим о трансформаторах, о их применении.

1.     Актуализация опорных знаний (~ 7 мин)

 

Цель:

-создание условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

-установить тематические рамки

-наметить шаги учебной деятельности

1. Чтобы определить границы наших знаний проведем вначале заполнение первого столбца таблицы1.                                                                                        При затруднении заполнения таблицы, можно предложить продолжить фразы:                                                             - Трансформатор это….

- его действие основано на ….

- он состоит из…..

- его основными электрическими параметрами являются…..

- я знаю формулы:

 

2.Игра «Найти ошибки»

 

1.     Ток измеряется в вольтах, напряжение в омах.

2.Индуктивная катушка- это две пластины, соединенные слоем диэлектрика.

3.Диэлектриком является материал, который хорошо проводит электрический ток.

4.Формула мощности:                       Р= U /I

5.Трехфазная система образуется из одного провода, по которому протекают одновременно три тока.

6.     закон Фарадея – Максвелла устанавливает противоречие между магнитными и электрическими явлениями.

 

Вывод: граница наших знаний – понятие о трансформаторе, о физике процессов внутри него, о правилах вычислений его основных характеристик.

 

3.Постановка учебной задачи (~ 8 мин)

 

Цель: создание проблемной ситуации с помощью практической задачи.

Используя элемент технологии критического мышления, так называемый "вызов" выявляем место и причину затруднения. Студенты информируют класс о том, что знают, умеют, дополняют записи в таблице, выделяют необходимую информацию, корректируют, выражают свои мысли. выясняем, что у ребят еще недостаточно знаний о трансформаторах. Далее с помощью приложения "Трансформаторы" или без него заполняем второй столбец Таблицы 1.

 

Вопросы – проблемы:

1.     Можно ли подключить трансформатор к сети постоянного напряжения?

2.     Почему гудит трансформатор?

3.     Как известно КПД трансформатора достигает 97-98%. Почему он всё-таки не равен 100 %?

 

4. Исследование проблемы (~ 39 мин)

Цель: Организация способов решения учебной задачи.

Четвертый этап урока - построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе происходит постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. Учащиеся формулируют цель урока в соответствии с Таблицей 1 и предлагают пути решения. Учитель подводит к необходимости проведения исследований.

Цель данного этапа - построение нового знания и формирование нового умения.

Выполнения исследования:

1 группа: «Исследовать классификацию ТР»

2 группа: «Исследование принципа работы однофазного ТР».

 Проведем лабораторный эксперимент о о работе однофазного ТР.
Вычислим его коэффициент трансформации. Сделаем вывод.

3 группа: 3 Исследование проблемы   «Можно ли подключить трансформатор к сети постоянного напряжения?, «Можно ли КПД трансформатора сделать равным 100 %?»

4 группа: Исследование проблемы «Почему гудит трансформатор?»

5 группа:  «Исследование применение ТР в профессиональной деятельности»

Предлагает представителю от каждой группы выступить с кратким докладом об исследовании.

Учащиеся строят план и выполняют исследования в группах, делают выводы из эксперимента. При этом можно провести дифференциацию групп: более сильных учащихся объединить в группы для проведения сложных исследований, а менее сильных - в группы для проведения менее сложных исследований. Также на этом этапе происходит представление результатов исследования перед группой.

 На данном этапе так же происходит интеграция деятельности учителя и учащегося. Проводятся лабораторные эксперименты о явлении электромагнитной индукции; о работе однофазного трансформатора, с замером по мультиметру токов и расчету коэффициента трансформации. Сделаем вывод. Презентация «Трансформаторы», демонстрация работы трансформатора.

 

5.Моделирование (~ 8 мин)

Цель: Создание условий для учебного усвоения информации

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учащимся предлагается решение качественных задач.  Длительность данного этапа зависит от темпа работы учащихся и уровня усвоения материала. При формировании заданий интегрируется предметное и метапредметное содержание материала и варьируется от уровня учащихся.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учащимся предлагается решение качественных задач.  Длительность данного этапа зависит от темпа работы учащихся и уровня усвоения материала. При формировании заданий интегрируется предметное и метапредметное содержание материала и варьируется от уровня учащихся.

Задача №1. Трансформатор, содержащий в первичной обмотке 840 витков, повышает напряжение с 220 В до 660 В. Каков коэффициент трансформации? Сколько витков содержится во вторичной обмотке?

Задача №2.  Понижающий трансформатор с коэффициентом трансформации 10 включен в сеть с напряжением 127 В.Сопротивление вторичной обмотки 2 Ом, сила тока 3 А. Определить напряжение на клеммах вторичной обмотки. Потерями энергии в первичной обмотке пренебречь.

Задача №3.  При работе нагруженного трансформатора слышно гудение. Почему?

Ответ: стальной сердечник собран из пластин, в местах неплотного соединения при перемагничивании возникают вибрации с частотой 100 Гц, что мы воспринимаем, как «гудение» трансформатора.

Задача №4. Напряжение в первичной обмотке трансформатора 120 В. Какое напряжение во вторичной цепи, если первичная катушка содержит 100 витков, а вторичная 1000? Потерями энергии пренебречь.

Пятый этап урока - реализация построенного исследования.

             

6.Конструирование нового способа действия (~ 9 мин)

Цель: Составление физической модели изучаемого объекта в профессиональной сфере деятельности.

Шестой этап – самостоятельное применение изученного материала в нетипичных,  в нестандартных ситуациях с помощью создания мини- проекта. Студентам предлагается заполнить протокол поверки трансформатора.

 

7.Коррекция способа действия (~ 7 мин)

                                                                                                                                             Цель: Коррекция отработки  способа действия. Самопроверка умений применять новые знания в типовых условиях (выполнение теста, самопроверка по эталону, коррекция ошибок, создание ситуации успеха)

Седьмой этап - самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель - самопроверка умений применять новое знание в типовых условиях. На данном этапе предлагается провести «Мозговой штурм» ответить на вопросы и дать качественную самооценку своей работе.

Вопросы для мозгового штурма.

1.     Минимальное количество обмоток в ТР?

2.     Чем одна обмотка отличается от другой?

3.     Как осуществляется передача энергии из одной обмотки в другую?

4.     Какой ТР является повышающим?

5.     Какой ТР является понижающим?

6.     Где Тр нашли широкое применение?

7.     Что преобразует ТР?

8.     Какие бывают виды трансформаторов?

9.     Чем отличаются трансформаторы 50 и 400 Гц?

10.                       Что такое коэффициент трансформации?

11.                       Какая обмотка трансформатора называется обмоткой высшего напряжения (ВН)?

12.                       Какие трансформаторы называются «сухими»?

13.                       Какие трансформаторы называются «масляными»?

14.                       Как трансформаторы обозначают на электрических схемах?

После мозгового штурма идёт заполнение блок-схемы, заполнение которой было начато в начале уроке. Таким образом, происходит интеграция полученных знаний и умений в систему уже имеющихся.

 

8.Рефлексия (~ 8 мин)

 

Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.                                                               На последнем этапе урока осуществляется рефлексивная деятельность. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Происходит соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

На интерактивной доске выведен слайд, где указаны варианты:

·        сегодня я узнал...

·        было трудно…

·        я понял, что…

·        я научился…

·        я смог…

·        было интересно узнать, что…

·        меня удивило…

·        мне захотелось…

 

Каждый студент выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Рефлексия проводится устно.

Критерии оценки представлены в Приложении.

 

Домашнее задание по выбору учащихся:

- решить задачу: Понижающий трансформатор с 110 витками во вторичной обмотке понижает напряжение от 22 000 В до 110 В. Сколько витков в его первичной обмотке? Каков его коэффициент трансформации?

- сообщение по теме:

«Трансформатор Николы Тесла»

« Применение сварочных трансформаторов в г. Улан-Удэ»

«Правила безопасности при работе с трансформаторами».

М. О. Доливо-Добровольский;

- кроссворд по теме;

Индивидуальный проект «Применение ТР в моей будущей профессиональной деятельности».

 

 

 

Литература

1.                                  Синдеев    Ю.Г.Электротехника    с    основами    электроник    [текст]:
:уч.пособие.-12-е изд.,Ростов н/Д:Феникс,2017.-407с.

2. Прянишников,  В.А.  Теоретические  основы  электротехники  [текст]:
курс лекций / А. В. Прянишников.- 6 изд.- Москва : КОРОНА - принт,
2014.- 368 с.

3. В.Е. Китаев, Л.С. Шляпинтох. Электротехника с основами промышленной электроники. М., «Высшая школа», 2013.

4. А.Я. Шихин. Трансформаторы.  М., «Высшая школа» 2013

6. А.С. Шляпинтох, В.П. Петров. Сборник задач по электротехнике с основами промышленной электроники. М., «Высшая школа», 2014.

7. В.И. Константинов. Сборник задач по  теоретической электротехнике. М., «Энергия», 2015.

 

Интернет-ресурсы:

Димов Ю. В. Электротехника и электроника / Электронная библиотека: Электротехника.-[Электронный ресурс].-Форма доступа: hhtp: biblioteka.cctopic/77145-shtampovka-vzrivompage

Электротехника и электроника /электронная библиотека. Библиотека Гумер – Наука.- [Электронный ресурс].-Форма доступа:  http://www.gumer.infobibliotek_Buks/Science/metr/01.php

Электротехника и электроника /Электронная библиотека Попечительского совета Механико-математического факультета Московского государственного университета.- [Электронный ресурс].-Форма доступа:  hhtp: lib.mexmat.rubooks/70958 копия.

4. Электротехнический портал "Элекаб" [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.elecab.ru.

5. Вкладка «Электроника».- Режим доступа: http:// www. wikipedia. org

6.Наука и техника - электронная библиотека [Электронный ресурс]. -
Режим доступа :   http://n-t.ru.

7.Вкладка «Полезная информация» (книги по электротехнике, учебники и
пособия).- Режим доступа:
http://www.toroid.ru

8.Вкладка    «Электротехника»    (история    развития    электротехники,
интересные         исторические      факты).-     Режим        доступа:
http ://www.electrotechnika.inf

10.«Основы электротехники».- Режим доступа: http://www.motor-remont.ru

 

 

Приложение 1

Таблица 1

ЗНАЮ, УМЕЮ

 

ХОЧУ УЗНАТЬ, ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ

УЗНАЛ, НАУЧИЛСЯ

 

Можно продолжить фразы:

                                                            -Трансформатор это….

 

 

 

 

- его действие основано на ….

 

 

 

- он состоит из…..

 

 

 

- его основными электрическими параметрами являются…..

 

 

 

- я знаю формулы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Бланк исследования №1

Явление электромагнитной индукции

 Цель опыта: продемонстрировать явление электромагнитной индукции

Оборудование: Гальванометр, дроссельная катушка, провода.

Ход работы: Собрать электрическую цепь, создать переменное магнитное поле, электромагнитную индукцию и появление в гальванометре индукционного тока.

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Бланк исследования №2

Принцип действия ТР.

Цель опыта: продемонстрировать принцип действия ТР.

Оборудование: катушка дроссельная с сердечником; катушка-моток-2шт; ключ; светодиод; резистор 330 ом; вольтметр переменного тока.

Ход работы:

В дроссельную катушку вставляем ферритовый сердечник. На его выступающую часть надеваем катушку-моток, к её выводам подключаем светодиод и резистор.

Что увидели:_____________________________________________________

__________________________________________________________________

Iвх                  

Iвых

К= Iвых/ Iвх

 

 

 

 

Вывод:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

Лист самооценки учебной деятельности

Вид учебной деятельности

Критерии

Оценка

Мои остаточные знания (заполнение таблицы №1, столбик 1)

Заполнил полностью столбец №1,. – 5 баллов;                                               ответил на 4 вопроса, таблица 1. – 4 балла;                                                 ответил на 2-3 вопроса, таблица 1. – 3 балла;                                                                

 

Игра « Найти ошибки»

 Умение использовать знания, полученные ранее на  уроке, связывать изученный материал с условием решаемой задачи, правильность применения формул. (на своё усмотрение оценка)

 

Теоретическое исследование

Последовательность, логичность; определение главной мысли;            выделение и объяснение терминов,    изложение текста своими словами. (на своё усмотрение оценка)

 

Закрепление изученного материала «Мозговой штурм», решение задач

Умение использовать знания, полученные на уроке, связывать изученный материал с условием решаемой задачи, правильность применения формул. (на своё усмотрение оценка)

 

Заполнение рабочей тетради, протокола поверки.

 Умение использовать знания, полученные на уроке, связывать изученный материал с условием решаемой задачи, правильность применения формул. (на своё усмотрение оценка)

 

Итоговая оценка

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ

Открытого урока по теме «Трансформаторы», проведенного преподавателем электротехники ГБПОУ «БЛПК» Громакиной Е.М.

 

Предложенная мной карта урока является вариативной и представляет собой некий "каркас", на который можно наложить содержание в зависимости от возможностей и потребностей учащихся, наличия учебно-методического обеспечения образовательного процесса, творческого потенциала преподавателя. Урок построен по технологии системно-деятельностного подхода и по типологии уроков в дидактической системе метода «Школа 2000…» относится к уроку «открытия» нового знания. Также при разработке урока использовались методические приемы технологии критического мышления.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача преподавателя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основной из главных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Функция преподавателя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.

Системно-деятельностный подход обеспечивается интеграцией частно-предметного, общепредметного и метапредметного содержания образования.

Содержательная цель урока открытия нового знания - формирование системы понятий, расширение понятийной базы (предметной и метапредметной). Для данного урока этой целью является расширение понятийной базы о трансформаторах (однофазных и многофазных).  

Деятельностной целью такого типа урока является формирование умений реализации новых способов действий и умений самостоятельно строить и применять новые знания. В нашем случае такой целью является формирование умения производить лабораторные опыты по определению режимов работы трансформатора и решение качественных и учебных задач.

Данные основные цели урока реализуются через основные задачи, которые находят свое отражение в основных этапах урока. Первым этапом урока является мотивация к учебной деятельности. Цель его - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. На данном этапе мной предлагается обсудить  эпиграф урока. После этого учащимся предлагается отгадать ключевое слово урока по наводящим вопросам. Многие ученики пытаются дать ответ на вопрос на основе знаний, полученных в курсе биологии, физики, но в результате осознают потребность в новом знании. На данном этапе происходит формулирование темы урока. Мотивация достигается путем интеграции русской литературы, физики в электротехнику. Простые на первый взгляд вещи ставят учащихся в тупик и заставляют задуматься. В этом и состоит основная задача этапа мотивации.

Второй этап урока открытия нового знания - актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель этапа является подготовка мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. На этом этапе я предлагаю заполнить учащимся первый столбец Таблицы 1. (см. Приложение). Заполнение этой таблицы фиксирует уже имеющимися знаниями и умениями о трансформаторе. Учащиеся работают в парах, обсуждают знания и умения, которыми они обладаю. На данном этапе используется элемент технологии критического мышления, так называемый "вызов".Так же проводится игра «Найти ошибку», после которой студенты сами определяют границу своих знаний.

Далее выявляем место и причину затруднения. На данном этапе учащиеся информируют группу о том, что знают, умеют, дополняют записи в таблице, выделяют необходимую информацию, корректируют, выражают свои мысли. Учитель демонстрирует различные виды трансформаторов. Проводит демонстрационный эксперимент, где выясняется, что у ребят еще недостаточно знаний о трансформаторах. Далее заполняем второй столбец Таблицы 1.

Четвертый этап урока - построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе происходит постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. Учащиеся формулируют цель урока в соответствии с Таблицей 1 и предлагают пути решения. Учитель подводит к необходимости проведения исследований, ученики предлагают темы, формулируют цели. На данном этапе происходит интеграция деятельности преподавателя и студента.

Пятый этап урока - реализация построенного исследования. Цель данного этапа - построение нового знания и формирование нового умения. Учащиеся строят план и выполняют исследования в группах, делают выводы из эксперимента. При этом можно провести дифференциацию групп: более сильных учащихся объединить в группы для проведения сложных исследований, а менее сильных - в группы для проведения менее сложных исследований. Все результаты исследований заносятся в заранее подготовленные бланки (см. Приложения). Также на этом этапе происходит представление результатов исследования перед группой.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учащимся предлагается решение качественных задач.  Длительность данного этапа зависит от темпа работы учащихся и уровня усвоения материала. При формировании заданий интегрируется предметное и метапредметное содержание материала и варьируется от уровня учащихся.

Седьмой этап - самостоятельная работа «Мозговой штурм». Цель - самопроверка умений применять новое знание в типовых условиях. На данном этапе предлагается совместно ответить на предложенные вопросы  и  дать самооценку своей работе. Критерии оценки приведены в Приложении.

Восьмой этап - включение в систему знаний. Цель его - включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Этот этап реализуется путем заполнения блок-схемы.  Таким образом, происходит интеграция полученных знаний и умений в систему уже имеющихся.

На последнем этапе урока осуществляется рефлексивная деятельность. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Происходит соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Подводя итог можно сказать, что структура урока полностью соответствует положениям системно - деятельностного подхода, так как содержит мотивационный, операциональный и рефлексивно - оценочный этапы. В технологической карте урока прослеживается участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий, однако на практике учащиеся склонны к выбору задач из предложенных, нежели к полной самостоятельности в формулировке. Структура урока направлена на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, причем на различных этапах урока эти действия могут повторяться. Структура урока подразумевает диагностику целей и задач на этапе рефлексии учебной деятельности с помощью таблицы, соотнесение целей результатам. При разработке урока учтены ценностные ориентиры, научность, доступность, отражены межпредметные связи, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ. Практическая направленность более полно будет рассмотрена на последующих уроках. При разработке урока учтены различные формы организации учебной деятельности и групповая, парная, индивидуальная. Таким образом, данная разработка отражает интеграцию частно-предметного, общепредметного и метапредметного содержания, деятельности учителя и ученика, различных методических приемов, форм организации учебной деятельности на уроке.

 Данная урок является связующим звеном между обучением студентов общепрофессиональными и специальными дисциплинами и предстоящим получением диплома.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий