понедельник, 25 октября 2021 г.

НИР по теме «Эвристические методы решения задач при обучении электротехники и электроники»

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

ГБПОУ «Бурятский лесопромышленный колледж»

 

 

Рассмотрен                                                                    Утвержден

на заседании ПЦК                                                         Зам.директора по НМР

 «____»_____2018г                                                        Баханова М.В.

                                                                                         «____»_____2018г                                                     Председатель _______     

                                            

 

 

                                     

Отчет

 

по научно-исследовательской работе

 

преподавателя Громакиной Е.М.

 

за 2017-2018 уч.год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2018 г.

Тема исследования: «Эвристические методы решения задач при обучении электротехники и электроники»

 

 Цель исследования: изучить методику решения эвристических задач по электротехники и электроники.

 

Объект исследования – учебный процесс по дисциплине электротехника и электроника

Предмет исследования: эвристических мыследеятельносные учебные технологии в рамках компетентностного подхода.

 

Гипотеза исследования: организация эвристических мыследеятельносных учебных технологии в рамках компетентностного подхода будет эффективной, если:

определен комплекс эвристических, творческих задач в рамках компетен-тного подхода на занятиях по дисциплине электротехника и электроника; разработаны и апробированы критерии оценки эвристических мыследеятель-носных учебных технологии при работе со студентами  по дисциплине электротехника и электроника.

 

Задачи исследования:

1) изучить структуру деятельности процесса по дисциплине электротехника и электроника с позиции компетентностного подхода, дифференциацию предметного содержания;

2) определить сущность, содержание и этапы организации эвристических мыследеятельносных технологии обучения  в рамках компетентностного подхода по дисциплине электротехника и электроника;

 

    Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы, анализ и обобщение существующего педагогического опыта; наблюдение; беседа, анкетирование, опрос, тестирование; моделирование; самооценка, взаимооценка, экспертная оценка; анализ результатов.

 

Основные этапы проведения исследования

 

Название этапа

Содержание работы и примерные сроки проведения

I.

Подготовительный этап.

Определение исходных позиций и разработка методики исследования

Изучение научной и методической литературы, материалов передового педагогического опыта (2017-18 уч год)

II.

 

Основной этап.

Изучение основных эвристических мыследеятельносных технологии обучения по дисциплине электротехника и электроника; ключевые методические подходы к обучению; практика, трансляция материала; разбор и анализ ситуаций; методы обучения, игра, имитация, проект; инновационная образова-тельная технология; современные методы обучения, приёмы получения профессиональных навыков; исследование.

 

 (2017-2018 уч.г.г. )

III.

Заключительный этап.

 

Оформление результатов.

(июнь 2018г.)

 

Основное содержание исследовательской работы

 

Педагогическое исследование начато в декабре 2017г. Прошел первый этап исследования: диагностический и прогностический.

На I этапе работы проведен ретроспективный анализ педагогической литературы и показал, что в современной педагогической науке существуют различные подходы к формированию компетенций у студентов. Анализ современной педагогической  практики показал, что наиболее эффективно процесс формирования компетенций происходит в условиях практико-ориентированной среды.

 Предмет «Электротехника и электроника» относится к общепрофессиональным дисциплинам.

Главная цель эвристических мыследеятельносных технологии обучения – формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, формирование практических умений, выполнения проектных расчетов (конструирование приспособлений), развитие логического и критического мышления.

Содержание курса электротехника и электроника и его направленность на профессиональную деятельность является залогом успешного развития профессиональной компетентности будущих специалистов.

Некоторые студенты сомневаются, пригодится ли им электротехника и электроника в их познании будущей жизни. Ставится вопрос, как привлечь учащихся к изучению электротехники?

«Каждый ребёнок есть в известной степени гений», - эти слова Шопенгауэра определяют сущность и пути сотворчества. Творческое начало, ели оно есть в студенте, останется с ним всегда.

Данная проблема актуальна всегда, но особое значение она приобретает сегодня в быстро изменяющемся мире. Обществу необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие преобразить любую ситуацию.

К сожалению, педагоги чаще всего уделяют внимание развитию критического, а не творческого мышления. На его развитие зачастую не хватает времени на уроке. Нагруженные знаниями ученики часто не имеют смекалки, сообразительности, зависимы от родителей.

Основные вопросы, которые требовали ответа:

- как разрешить противоречия педагогической практики: между потребностью общества в образованной, творчески развитой личности и падением интереса учащихся к образованию, к знаниям; между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний;

- как воспитать интерес к предмету электротехника и электроника.

В период модернизации особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы образовательный результат проявлялся в формировании у студентов собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса. Необходимо формировать систему жизненно важных, практически востребованных знаний, умений и практического опыта, что позволит будущим выпускникам легко адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески.

 

Теоретическая интерпретация.

А. Дистервегр, выдающийся немецкий педагог-практик, в «Руководстве для немецких учителей», написанном в 1835 г., сравнивал «эвристический метод» с «сообщающим». Он видел развивающие возможности эвристического метода обучения, стимулирующего самодеятельность учащегося, способствовавшего тому, чтобы учащийся открывал истину путём собственного размышления и исследования. В 70-е годы в теории и практике проблемного обучения стало прослеживаться направление, которое можно назвать эвристическим обучением, которое разрабатывалось Л.Н. Ландой, В.И. Андреевым, Ю.К. Калюткиным. И.И. Ильясов (Структура процесса учения.–М.: Издательство МГУ, 1986.) выделил систему эвристических приемов решения задач:

1. Анализ условий задачи, анализ данных, анализ требований, анализ конфликта.

2. Доопределения, развёртывание определений явлений задачи, движение от конца к началу, подведение под логические категории, подведение под диалектические категории, сближение данных и цели, резонанс.

3. Изменение уровня обобщенности задачи, обобщение задачи, использование известной общей задачи, конкретизация задачи, использование известной конкретной задачи.

4. Включение в новые связи, подведение под компоненты деятельности, включение в другую неизвестную структуру, включение в другую известную структуру, введение дополнительных элементов или отношений (неизвестных и известных), переструктурирование, деление задачи на части.

5. Анализ допущений, выделение доминирующих идей, критика очевидных решений, поиск лишних условий.

6. Моделирование, перекодирование теста в схему (модель), символическая запись.

7. Выдвижение любых гипотез, выдвижение маловероятных гипотез, выдвижение противоположных гипотез.

8. Обоснование принятия и отвержения гипотез, обоснование выдвижения гипотез, анализ достоинств и недостатков гипотез.

9. Переключение на другие проблемы, параллельное решение нескольких задач, перерыв в решении задач.

10. Вживание в образ явлений задачи, принятие роли объекта или процесса задачи.

11. Регулирование уровня уверенности в себе, повышение уровня уверенности в себе, понижение уровня уверенности в себе.

Решение эвристических задач способствует развитию способностей и прогнозированию явлений, принятию оригинальных решений, развитию творческого мышления.

На II этапе работы изучены основные типы методов эвристических мыследеятельносных технологии обучения

Электротехническая задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладения знаниями по электротехнике и на развитие мышления. Способы решения традиционных задач хорошо известны: логический, математический, экспериментальный. Методика обучения этим способам опирается на алгоритмические или полу алгоритмические модели. Но при решении творческих задач эти методы порой оказываются бессильными.

Нестандартные задачи требуют нестандартного мышления, их решение невозможно свести к алгоритму. Поэтому наряду с традиционными методами необходимо вооружить учащихся и эвристическими методами решения задач, которые основаны на фантазии, преувеличении, «вживании» в изучаемый предмет или явление.

Эти методы не просто интересны, они раскрывают творческий потенциал ученика, развивают образное мышление, обогащают духовную сферу. Они помогут учителю показать физику, как предмет глубоко значимый для любого человека, огромный культурный аспект физической науки, сформировать устойчивый интерес к её изучению.

При решении эвристических задач формируются коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения. В процессе работы над эвристическими задачами учащиеся приобретают и развивают умения выдвигать гипотезу, наблюдать и описывать свойства различных объектов, придумывать и конструировать приборы, делать выводы, участвовать в дискуссиях.

Классификация методов решения эвристических задач:

Метод «вживания».

Сущность метода: с помощью чувственно-образных и мыслительных представлений человек пытается «переселиться» в изучаемый объект, как бы почувствовать и познать его изнутри. Этот метод хорошо работает при изучении элементов техники безопасности, а именно действие электрического тока на организм человека, оказание первой помощи пораженному электрическим током.

Метод смыслового видения.

Сущность метода: концентрация внимания на изучаемом объекте позволяет понять (увидеть) его причину, заключённую в нём идею, внутреннюю сущность. Для его применения необходимо создание определённого настроя. Могут задаваться вспомогательные вопросы: «Какова причина этого объекта, его происхождение?», «Как устроен объект, что происходит у него внутри?», «Почему он такой, а не другой?», «Почему это происходит?».

Рассмотрим пример.

Пример 1. Почему спирали электронагревательных приборов делают из материала с большим удельным сопротивлением.

Изучив условие задачи, выделим главное – речь идет о спирали электронагревательного прибора. Назначение прибора – выделять теплоту, а принцип работы основан на тепловом действии тока. Очевидно, необходимо связать количество теплоты с удельным сопротивлением проводника. Известно, что количество теплоты, выделяемое проводником с током можно найти из закона Джоуля-Ленца: Q =I2Rt      (1)                                           Электрическое сопротивление: R = rl/S  (2);                                                      Cледовательно Q =I2t rl/S       (3).                                                                              Из (3) следует, что чем больше удельное сопротивление проводника, тем большее количество теплоты выделяется.

Метод придумывания.

Сущность метода: создание нового, неизвестного ранее продукта, в результате определённых умственных действий. Используются такие приёмы, как замещение качеств одного объекта качествами другого; поиск свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого. Этот метод хорошо работает при самостоятельном составлении определенных электрических схем. Например, составить схемы выпрямления тока, мультивибратора, триггера, стабилитрона и др. с определенным набором электрических элементов.

Метод «Если бы…..»

Сущность метода: составляется описание или рисуется картина о том, что произойдёт, если в мире что-то изменится, если с объектом произойдут изменения. Подобный метод не только развивает способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, его фундаментальные физические основы.  Этот метод хорошо работает при объяснении устойчивого состояния равновесия той или иной схемы. Ставится вопрос, что будет, если схема окажется в состоянии отсечки или что будет, если входное и выходное напряжение сдвинуть по фазе на 1800.

Пример . Докажите, что силовые линии электростатического поля не бывают замкнутыми.

Решение: Предположим, что силовые линии электростатического поля замкнуты. Если бы на такой линии оказалась свободная заряженная частица с 00, то она двигалась бы вдоль линии, ускоряясь под действием электрического поля. Это привело бы к бесконечному росту кинетической энергии заряженной частицы, что противоречит закону сохранения энергии. Значит исходное предположение неверно.

Метод гиперболизации.

Сущность метода: мысленно увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества. Новые свойства объекта приводят иногда к необычным идеям и решениям задачи.

Общий план (алгоритм) решения физических задач

Схема 1. Стандартная схема решения физических задач

 

1. Изучение условия задачи его краткая запись в буквенных выражениях; пе-реход к СИ.

2. Выполнение рисунка, схемы или чертежа.

3. Анализ физического содержания задачи и выявления путей (способов) решения с последующим составлением плана решения.

4. Выполнение решения в общем виде.

5. Вычисления.

6. Анализ результата и проверка решения.

7. Запись ответа.

Схема 2. Блок-схема «Общий метод решения задач» В.И. Одинцовой и Н.Е. Кургаевой

Этап I. Построение модели ситуации, приведённой в задаче

Шаг 1. Выделить в тексте задачи структурные элементы физического явления:

1) материальный объект, об изменении состояния которого идёт речь;

2) другой материальный объект, с которым первый взаимодействует (воздействующий объект);

3) воздействие и условия, при которых оно осуществ-ляется;

4) результат воздействия (или взаимодействия).

Шаг 2. Перевести их на физический язык.

Шаг 3. Представить модель схематически и записать условие задачи.

Этап II. Составление уравнений, описывающих модель ситуации

Этап III. Вывод формулы для нахождения искомой физической величины

Этап IV. Проверка полученной формулы

Этап V. Вычисление значения искомой физической величины и контроль ответа

Пример. Плотность тока в медном проводнике равна 0,1 мА/м2. Определить объёмную плотность тепловой мощности тока.

Данные в «явном» виде – плотность тока в проводнике: j = 0,1 мА/м2. Поскольку параметры не изменяются – необходимости в присвоении индексов физическим величинам в данной задаче нет. «Скрытые» данные – проводник медный. Из справочных данных – удельное сопротивление меди: ρ = 1,7·108 Ом·м. Здесь следует отметить, что из справочника можно взять разные данные, например – удельную теплоёмкость, температуру плавления меди и т.д. Однако есть ли в этом необходимость? Ясно, что по проводнику течёт электрический ток, проводник вследствие этого нагревается, отдавая окружающей среде некое количество теплоты. Ясно, что количество теплоты, которое выделяется проводником с током определяется законом Джоуля-Ленца, в решении задачи нужно будет использовать выражение для мощности электрического тока, плотности тока, а в этих формулах нет удельной теплоёмкости, нет необходимости и в записи температуры плавления меди (проводник нагревается, но не плавится).

Если же мы и запишем какие-либо «лишние» (не использующиеся в решении задачи) справочные данные, ошибки при этом не допустим. Иногда в процессе решения возникает необходимость в привлечении новых связей, о чём догадаться заранее получается не всегда. Вместе с этим часто приходится использовать и дополнительные справочные данные, которые в ходе предварительного этапа привлечены не были.

Очевидно, что объёмная плотность тепловой мощности это отношение мощности к объёму – P/V. Переводим заданные единицы в систему СИ : 0,1мА/м2 = 10-4 А/м2. Переходим к выполнению основной части, физического этапа. Область поиска– законы постоянного тока (плотность тока согласно условию – постоянная, не меняющаяся с течением времени величина). Объект – проводник (металлический прямой цилиндр с площадью поперечного сечения s), процесс – упорядоченное движение электронов в проводнике сталкивающихся с колеблющимися ионами кристаллической решётки, вследствие чего проводник нагревается (постоянный ток), окружение – воздух (вакуум). В решении этой задачи можно обойтись без пояснительного рисунка, однако многие задачи решить без этого достаточно проблематично, а иногда и нельзя. Во многих случаях пояснительный рисунок (чертёж) позволяет быстро найти идею решения.

Итак, можно записать                 P = IU = I2R             (1).

                R = rl/S                (2); 

           V = l S                  (3)

              J= I/S                 (4)

Переходим к математическому этапу. Подставляем (2) в (1): P = I2rl/S   (5)

Тогда    Р/ V =  I2rl/S V         (6).     Подставляем (3) в (6)     Р/ V= PI2/ S2   (7)            Из (4) следует, что I = j S   (8). Подставив (8) в (7), окончательно получаем    Р/ V = r j2 = 1,7 Вт/м3

Ответ: 1,7 Вт/м3.

«Мозговой штурм» (метод Осборна) и метод синектики (метод Гордона).

Эти методы похожи по организации и базируются на одних и тех же принципах. Но есть некоторые смысловые различия.

Сущность метода «мозговой штурм»: коллективный сбор как можно большего числа идей, в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринуждённой обстановке. Работа происходит в нескольких группах по схеме: генерация идей, анализ проблемной ситуации и оценка идей, генерация контридей. Генерация идей происходит в группе по определённым правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются оригинальные мысли. Затем полученные в группах идеи, систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты.

Сущность метода синектики: метод основан на использовании различного вида аналогий (словесной, образной, личной), инверсии, ассоциации. В начале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются аналогии, используются аналогии для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, затем возвращаются к проблеме. понимания изученного материала.

Пример. Электрон влетает в плоский воздушный конденсатор параллельно его пластинам со скоростью 5,9·107 м/с. Расстояние между пластинами 10 мм, разность потенциалов 600 В. Найти отклонение электрона, вызванное полем конденсатора, если длина его пластины 50 мм.

Дано:                          СИ

 

n = 5,9·107м/с       

d = 10 мм                10-2 м

U = 600 В

l = 50 мм                  5·10-2 м

q = 1,6·10-19 Кл

m = 9,1·10-31 кг

h – ?

 

Поскольку вертикальная составляющая скорости в момент влета электрона в конденсатор равна нулю, h = at2/2  (1)  , движение вдоль горизонтали можно описать, используя закон равномерного движения: l = nt  (2)

Выразив из (2) время и подставив в (1) решаем первую условно выделяемую в решении задачу, выразив отклонение электрона: h = al2 /2n2    (3). Сопоставление известных и неизвестных величин в полученном выражении ставит следующую задачу выражение через известные величины ускорения. a = F/m (4). Поскольку в вертикальном направлении, (при пренебрежении силой тяжести) на электрон действует только одна сила – сила со стороны электрического поля конденсатора, F = Eq (5) где в свою очередь E = U/d  (6), получаем a = qU/dm (7). Подставив (7) в (3) получаем окончательное решение: h = qU/dm*l2/2n2

В этой задаче, как и в природных процессах, тесным образом переплетаются различные физические явления. Эту задачу можно причислить к разряду электромеханических, поскольку для ее решения необходимо привлечение законов механики и электромагнетизма.

Применяя те или иные методы, учитель должен учитывать, что каждый ученик может и, наверное, должен получить своё собственное решение творческой задачи. И это «добытое» знание можно преобразить и обогатить, но ни в коем случае не отвергать. Такой подход и будет эвристическим, от греческого слова «эвристика», что означает «нахожу».

Ожидаемые результаты:

- овладение учащимися методами решения эвристических и нестандартных задач;

- получение дополнительных знаний по электротехнике;

- формирование умения участвовать в дискуссии, строить логическую цепь рассуждения, выдвигать гипотезы;

- развитие интереса к предмету.

Вывод по исследованию:
 Развивать профессионально-необходимые качества будущих специалистов:

-профессиональную  компетентность (сочетание  теоретических  знаний  и практической подготовленности выпускника);

  коммуникационную  готовность (владение  литературной  и  деловой письменной и устной речью; умение разрабатывать техническую документацию и пользоваться  ею;  владение  навыками  делового  обучения  и  управления профессиональной группой или коллективом);

  развивать  способность  к  творческим  подходам  в  решении профессиональных  задач,  умение  ориентироваться  в  нестандартных  условиях  и ситуациях, анализировать проблемы, ситуации, задачи, а также разрабатывать план действий; готовность к реализации плана и к ответственности за его выполнение;

  устойчивое,  осознанное,  позитивное  отношение  к  своей  профессии, стремление  к  постоянному  личностному  и  профессиональному совершенствованию.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ:

55 % студентов колледжа намерены твердо работать по полученной специальности,

около 20 % студентов после окончания колледжа твёрдо хотят получить другую профессию в другом учебном заведении,

у 25 % - боязнь  быть не востребованным после окончания колледжа .

 

 

Анкетирование в группах: ТА – 21,ТА – 23, ТА- 43.

Как вы относитесь к учёбе в нашем колледже

1.Я поступил в БЛПК потому что …..

А)  хочу стать грамотным специалистом – 56%

В) здесь учились мои родители; - 15%

В) это престижный колледж; - 12%

Г) всё равно где учиться; - 0%

Д) востребованная профессия – 17%

 

2. Думаю, что после окончания БЛПК ….

А) буду работать по специальности; - 78%

Б) не стану связывать себя с избранной специальностью; -4%

В) займусь дальнейшим образованием. -18%

 

3.Какие формы аудиторных занятий побуждают вас к самостоятельному поиску?

А) Практические и лабораторные занятия – 51%

Б) Лекции -18%

А) Семинар - 4%

Г) Производственная практика -27%

 

4.Каким видам учебной деятельности вы отдаёте приоритет

А)Участие в студенческих конференциях и олимпиадах - 18%

Б) Решение типовых и комплексных задач -34%

В) Работа в команде над проектами -45%

Г) Работа с ресурсами библиотеки -7%

Д) Работа и участие в проблемных семинарах-36%

Е) Работа в сети Интернет -48%

Ж) Ролевая игра-23%

З) Другое -9%

 

Вывод по анкетированию: Студенты колледжа хотят стать профессионалами в области получения своей специальности, при том есть такие, кто не осознает как этому можно научиться, а значит есть смысл проводить практико- ориентированные мероприятия по изучаемому предмету.

 

Заключение: Данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая студентам оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В эвристическом учебном процессе применяется имеющийся у обучающихся жизненный опыт, а также формируется новый опыт на основе  приобретаемых компетенций. Данный опыт становится основой развития студентов. Таким образом,  формируется идеальная модель конкурентоспособной личности будущего специалиста.

 

 

 

Библиографический список

 

 

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» [Текст]: (приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации, 2010 г.)

2.     Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И.Щукиной. -М.: Просвещение, 1984.

3.     Абдуллаев, A.B. Педагогические основы формирования и развития производственно-технического творчества учащихся / A.B. Абдуллаев. — М.: Ин-т общего образования МОРФ, 1993. - 246 с.

4.     Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие – Краснодар, 2000.

5.      Гришин, A.B. Социально-педагогическая концепция развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы / A.B. Гришин : Автореф.дис. . доктора п\ед.наук. Челябинск: УралГУФК, 2010. -47 с.

6.     Кабиров Ф.З. Подход к проблеме формирования феномена профессионализма практического психолога в системе вузовской подготовки// Прикладная психология, 2002. №2. С. 54-65.

7.     Кулакова Н.А. Практико-ориентированный подход в обучении физики - festival.1september.ru/articles/210704/ 

8.     Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности : дис.докт. психол. Наук / Н.В. Матяш. М.: ПИ РАО, 2000.

9.     Семашко, П.С. Разработка модели специалиста / П.С. Семашко // Специалист. 1994. - №6. - С. 11-13.

10.                       Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В.П. Симонов. М.: Межд. пед. акад., 1995. - 192 с.

11.                        Шадриков, В.Д. Проблемы профессиональных способностей / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. - Т.З. - №5. - С. 13-46.

12.                        Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. - №2.

   

 

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

 

1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

2. Захарова О.А. Научим ли мы плавать без воды? // Издательство «Академкнига/Учебник» - www.akademkniga.ru/umk/files/pub9.doc

3. Орлова О.Д. Практико-ориентированные задания как средство развития творческих способностей учащихся на уроках химии - http://pedsovet.su/load/170-1-0-13434

4.Ябурова Е.А. Задачи с практическим содержанием как средство реализации практико-ориентированного обучения физике - http://www.dissercat.com/content/zadachi-s-prakticheskim-soderzhaniem-kak-sredstvo-realizatsii-praktiko-orientirovannogo-obuc

5.Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm.

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий