понедельник, 25 октября 2021 г.

НИР по теме «Практико-ориентированное обучение по дисциплине техническая механика»

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

ГБПОУ «Бурятский лесопромышленный колледж»

 

 

Рассмотрен                                                                    Утвержден

на заседании ПЦК                                                         Зам.директора по НМР

 «____»_____2017г                                                        Хинхаева Е.Т.

                                                                                       «____»_____2017г                                                     

Председатель _______     

                                            

 

 

                                                                        

 

 

 

Отчет

 

по научно-исследовательской работе

 

преподавателя Громакиной Е.М.

 

за 2016-2017 уч.год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2016 г.

 

 

Тема исследования: «Практико-ориентированное обучение по дисциплине техническая механика»

 

 Цель исследования: изучить организацию практико-ориентированного обучения по дисциплине техническая механика.

 

Объект исследования – учебный процесс по дисциплине техническая механика

 

Предмет исследования: практико-ориентированная  учебная деятельность студентов в рамках компетентностного подхода.

 

Гипотеза исследования: организация практико-ориентированной учебной деятельности в рамках компетентностного подхода будет эффективной, если:

определен комплекс практико-ориентированных  работ в рамках компетентного подхода на занятиях по дисциплине техническая механика;

разработаны и апробированы критерии оценки практико-ориентированной  работы студентов  по дисциплине техническая механика.

 

Задачи исследования:

1) изучить структуру деятельности процесса по дисциплине техническая механика с позиции компетентностного подхода, дифференциацию предметного содержания;

2) определить сущность, содержание и этапы организации практико-ориентированной  учебной деятельности в рамках компетентностного подхода по дисциплине техническая механика;

 

    Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы, анализ и обобщение существующего педагогического опыта; наблюдение; беседа, анкетирование, опрос, тестирование; моделирование; самооценка, взаимооценка, экспертная оценка; анализ результатов.

 

Основные этапы проведения исследования

 

Название этапа

Содержание работы и примерные сроки проведения

I.

Подготовительный этап.

Определение исходных позиций и разработка методики исследования

Изучение научной и методической литературы, материалов передового педагогического опыта (2016-17 уч год)

II.

 

Основной этап.

Изучение основных типов методов практико-ориентированного обучения

по дисциплине техническая механика; ключевые методические подходы к обучению; практика, трансляция материала; разбор и анализ ситуаций; методы обучения, игра, имитация, проект; инновационная образовательная технология; современные методы обучения, приёмы получения профессиональных навыков; исследование.

 

 (2016-2017 уч.г.г. )

III.

Заключительный этап.

 

Оформление результатов.

(июнь 2017г.)

 

Основное содержание исследовательской работы

 

Педагогическое исследование начато в декабре 2016г. Прошел первый этап исследования: диагностический и прогностический.

На I этапе работы проведен ретроспективный анализ педагогической литературы и показал, что в современной педагогической науке существуют различные подходы к формированию компетенций у студентов. Анализ современной педагогической  практики показал, что наиболее эффективно процесс формирования компетенций происходит в условиях практико-ориентированной среды.

 Предмет «Техническая механика» относится к общепрофессиональным дисциплинам.

Главная цель практико-ориентированного обучения – формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, формирование практических умений, выполнения проектных расчетов (конструирование приспособлений), развитие логического и критического мышления.

Содержание курса технической механики и его направленность на профессиональную деятельность является залогом успешного развития профессиональной компетентности будущих специалистов.

Некоторые студенты сомневаются, пригодится ли им техническая механика в их познании будущей жизни. Ставится вопрос, как привлечь учащихся к изучению технической механики? Основным средством реализации успешного обучения выступает его практико-ориентированная направленность.

Практико-ориентированное обучение - это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у обучающихся  профессиональных компетенций  практической работы, востребуемых сегодня работодателями, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные компетенции  применяются на практике.

В период модернизации особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы образовательный результат проявлялся в формировании у студентов собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса. Необходимо формировать систему жизненно важных, практически востребованных знаний, умений и практического опыта, что позволит будущим выпускникам легко адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в траектории построения образовательного процесса на основе единства компонентов содержания – общих и профессиональных компетенций; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.

Профессиональное образование всегда было практико-ориентированным, но с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) этот показатель стал одним из приоритетных и проверяемых как по структуре, так и по содержанию. Для специальностей среднего профессионального образования по структуре показатель практико-ориентированности должен находиться в границах 50-65%. Здесь составляющими являются объемы (в часах) практических занятий, всех видов практик и курсовой работы (рис.1).

Таким образом, структура анализируемых профессиональных дисциплин в полной мере отвечает требованиям ФГОС.

 

Рис.1. Расчет практикоориентированности для специальностей СПО

 

В реализации практико-ориентированного подхода большую роль играет также содержание образования. Здесь нужно говорить о практико-ориентированном учебном процессе. Как любой учебный процесс практико-ориентированный опирается на формы, методы и технологии обучения.

Концептуальные основы того, что можно назвать «активным обучением», были сформулированы еще в начале ХХ века. Традиционной системе образования, основанной на приобретении и усвоении знаний, нужно противопоставить обучение «путем делания», чтобы новые знания извлекались человеком из практической деятельности и личного опыта. В 1950–1960 годах подобные идеи активно развивались. В результате оформились две концепции: «пирамида обучения» (learning pyramid) и «конус опыта Эдгара Дейла» (Dale’s cone of experience).

«Конус опыта» американского педагога Эдгара Дейла (Edgar Dale) наглядно иллюстрирует, каких разных образовательных результатов можно добиться, используя различные средства или «носители» (media) содержания обучения (рис. 1). Эта версия «конуса» относится к более поздним публикациям.

 

Рис. 1. «Конус опыта»

 

К концу 1970-х годов по результатам исследования Национальной тренинговой лаборатории США была сформулирована так называемая концепция «пирамиды обучения». Она также демонстрирует зависимость между методами обучения и степенью усвоения материала. Становится очевидно, что классическая лекция (монолог преподавателя, который не сопровождается слайдами и другими иллюстрациями) — наименее эффективный метод обучения: он обеспечивает освоение в среднем около 5% содержания. В то же время «активное обучение» (вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной деятельности) позволяет добиться значительно лучших результатов (рис. 2).

Рис. 2. «Пирамида обучения»

 

 

 

На II этапе работы изучены основные типы методов практико-ориентированного обучения

 

На различных этапах развития системы образования использовались несколько ключевых методических подходов к обучению:

- практика;

- трансляция материала;

- разбор и анализ ситуаций;

- игра;

- имитация;

- проект.

Практика — старейший способ обучения. Его идея проста и понятна: человек осваивает профессиональные навыки и инструменты, включаясь в реальную деятельность. Этот подход использовался как при обучении охоте в древние времена, так и в ремесленных мастерских в средние века. В современной системе образования он широко применяется при организации стажировок и практики учащихся.

Трансляция материала — передача знания о предмете или способе деятельности от одного человека другому. Этот подход также используется с древности, когда знающий и опытный учитель рассказывал молодым и неопытным ученикам о том, как устроен мир. В XVII веке Ян Амос Коменский усовершенствовал эту педагогическую технологию, создав на ее основе классно-урочную систему, «при которой учащиеся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». В современной системе образования трансляция материала происходит в различных формах: при прослушивании лекций, чтении книг, обучении на дистанционных курсах и посещении мастер-классов экспертов.

Однако эти классические подходы к обучению имеют недостатки:

- при ограничении обучения формированием практических навыков ученики могут недополучить нужные знания;

- при ограничении обучения трансляцией готовых знаний ученики получают излишне теоретизированное и оторванное от реалий жизни образование.

Чтобы минимизировать эти недостатки и повысить эффективность обучения, в ХХ веке были предложены новые подходы (рис. 3).

Разбор и анализ ситуаций. Этот метод появился в Гарвардском университете; первоначально он использовался при подготовке врачей. Суть метода — выделение из практической деятельности типовых ситуаций. Ученики анализируют эти ситуации, а затем предлагают свои решения и формулируют сценарии развития событий. При этом у учащихся формируются профессиональное мышление и способность принимать решения в ряде типовых профессиональных ситуаций.

 

Рис. 3. Методы обучения

 

Игра. Несмотря на то, что все люди учатся жизни именно через игры, в профессиональной подготовке игровые методы обучения впервые были использованы только в предвоенные годы в СССР. Первая деловая игра «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была проведена Марией Бирштейн в 1932 году. Примерами такого типа игр являются организационно - деятельностные игры Г. П. Щедровицкого, а также упражнения по разработке политики (policy exercises), которые активно обсуждались известными зарубежными исследователями в области игр Ричардом Дьюком (Richard Duke) и Яном Клабберсом (Jan Klabbers). Однако групповые упражнения по выработке решения в условиях, имитирующих реальность, так и не получили широкого распространения в советских программах подготовки управленцев.

Гораздо более популярными стали ролевые игры, задачей которых является демонстрация моделей поведения в типовых профессиональных ситуациях либо на определенном рабочем месте.

Имитация. Идея использования имитационных моделей в процессе обучения впервые была реализована в военной сфере (тренажеры для подготовки пилотов — flight simulators), оттуда она перекочевала в бизнес-образование. Первые управленческие имитационные модели были разработаны в университете Carnegie Mellon (Питсбург, США) в 1958 году. В основе имитационных методов обучения лежит модель, построенная на основании норм и правил реальной практической деятельности. Принимая участие в имитационной игре, учащийся получает возможность освоить профессиональные процедуры и инструменты работы, а также сформировать представление о целостном устройстве определенной сферы деятельности. У нас этот метод часто называют «симуляцией», «симулятором» или «имитационной игрой».

Проект — один из наиболее эффективных методов обучения. Суть проектного подхода заключается в том, что ученик встраивается в систему коллективных работ, направленных на решение реальной практической задачи. Проектируя развитие ситуации, анализируя данные, учащийся получает возможность освоить способ выполнения соответствующих работ. Групповая форма организации учебного проекта вынуждает участников организовывать совместную деятельность и налаживать рабочие коммуникации, то есть научиться действовать в команде. Обучение на базе проектного подхода наиболее эффективно при подготовке управленцев, которые должны обеспечить процессы реформирования и развития бизнеса.

Для повышения эффективности процесса обучения и обогащения образовательной среды разработчики современных образовательных технологий, как правило, одновременно применяют несколько методов обучения. Использование инноваций с учетом современного уровня развития информационных и коммуникационных технологий позволит повысить эффективность образовательных программ.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

Современная инфраструктура (технические средства) обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Нередко под инновационными образовательными технологиями понимается не применение новых методов обучения, а исключительно более активное использование информационных и коммуникационных технологий — интернета, мультимедиа, вебинаров, телеконференций и т. п. Такое узкое понимание инноваций не дает возможности повысить качество образования.

Изучение учебной дисциплины «Техническая механика» дает возможность овладеть навыками и умениями в разработке конструкторской и технологической документации для ремонта, модернизации и модификации транспортных средств, а именно:

определять техническое состояние систем и механизмов подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования;

вести учетно-отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования;

осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ;

составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения;

участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения;

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.

Главная цель практико-ориентированного обучения – формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, а также формирование практических умений для изучения последующих учебных дисциплин, выполнения проектных расчетов (конструирование приспособлений), развитие логического и критического мышления.

Практико-ориентированная технология основывается на активных методах обучения, в частности  выполнении практических работ.

Разработанная и утвержденная рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика» по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», предполагает выполнение следующих практических работ:  «Определение реакций стержней», «Определение реакций балок (двухопорных и балок с жесткой заделкой)», «Определение реакций вала», «Подбор сечения стержня», «Подбор сечения вала», «Подбор сечения балки».

Методика обучения студентов решению практических задач требует определенной последовательности: полного и четкого выяснения условий, уточнения знаний и практического опыта, на основе которых может быть решена задача. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов и тем и носят обобщающий характер.

Структура проведения занятия сводится к следующему:

сообщение темы и цели работы;

актуализация теоретических знаний, которые необходимы для рациональной работы;

разработка анализа решений;

непосредственное выполнение задания;

обобщение полученных результатов;

подведение итогов занятия.

Студенты могут заранее познакомиться с предстоящими заданиями, так как все практические работы оформлены в «Методическое пособие для студентов дневной формы обучения». Каждое методическое пособие содержит: введение, основные теоретические сведения, последовательность решения задачи,  пример решения конкретной задачи, варианты заданий, вопросы для защиты, критерии оценки, список используемых источников.

Педагогическая ценность данных пособий заключается в том, что они представляют четкую инструкцию для самостоятельной работы студентов.

Методические пособия носят практическую направленность, руководствуясь которыми закрепляются и углубляются знания и умения по изучению дисциплины, приобретаются первые навыки оформления технических расчетов согласно требованиям ЕСКД.

Пособия многовариантны. Студенты сдают отчет в письменной форме. Защита происходит в устной форме.

Для формирования конструкторской компетенции применяется метод иллюстраций. Используется серия плакатов «Устройство автомобилей», «Подвеска и передний мост», «Передний мост», а также фото- и видеоматериал, что позволяет обеспечивать высокий уровень наглядности. 

Кроме традиционной формы проведения занятий, используется методика проведения практической работы в форме деловой игры «Имитация профессиональной деятельности механика». Эта форма позволяет ознакомить студентов с производственными ситуациями, повысить мотивацию к будущей профессиональной деятельности.

Одна из имитаций профессиональной деятельности относится к моменту поступления на должность механика-конструктора. Для приема на работу необходимо пройти два этапа: первый - собеседование, где выявляются теоретические знания, второй этап - выполнение письменной работы и исправление допущенных ошибок.

Студенту дается индивидуальное задание, которое он не только должен выполнить, но и проанализировать решение с приведением доказательств. В качестве примера можно привести один из вариантов задания: даны двухопорная балка с величинами действующих нагрузок с изображением реактивных сил и их значениями; написаны формулы уравнений равновесия для плоской системы произвольно расположенных сил ∑МА = 0, ∑МВ = 0; определены величины реактивных сил для шарнирно-подвижной и шарнирно-неподвижной опор; написано уравнение для проверки ∑У = 0. Ошибки, заложенные в задании, которые должны быть обнаружены и исправлены студентом:

размерность действующих нагрузок: момент в задании имеет размерность Ньютон (Н), а должно быть Н·М, распределенная нагрузка имеет размерность в задании Н·М, а должно быть Н/М;

в уравнениях равновесия ∑МА = 0, ∑МВ = 0 неправильно указаны знаки моментов: все моменты сил относительно опор А и В имеют положительное значение, а необходимо правильно расставить знаки моментов; неправильно указана величина плеч для сосредоточенной силы;

при подстановке числовых значений в уравнении моментов допущены арифметические ошибки;

в уравнении равновесия, составленного для проверки ∑У = 0, в сумму сил включены моменты, которых не должно быть в уравнении.

Для проверки работ выбирается жюри в количестве трех человек. Студенты сдают выполненные работы членам жюри, которые анализируют правильность выполненного задания и выставляют оценки.

Критерии оценки:

«отлично» - прием на работу, найдены все ошибки - уловки;

«хорошо» - введение в резерв первой степени, не найдены одна-две ошибки;

«удовлетворительно» - введение в резерв второй степени, не найдены три-четыре ошибки.

Председатель жюри отдает проверенные работы преподавателю, который объявляет результат работы. Роль педагога в процессе игры – контролирующая и корректирующая.

Методика игры отработанна на занятиях со студентами второго курса, обучающимися в по специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Также при проведении занятий используется работа в парах, работа с назначением ответственного за выполняемую работу каждого.

Эффективным способом обратной связи является контроль преподавателя и помощь студентов, которые отлично справляются с заданием.

В работе со студентами учитываются возрастные, психологические и индивидуальные закономерности развития, чтобы создать наиболее благоприятные условия в образовательном процессе.

Оценка учебных достижений посредством внутреннего мониторинга показывает положительную динамику качества обучения, на сегодняшний день она составляет 42% при 100% успеваемости.

Приёмы получения профессиональных навыков:

1.Реферат.   Будущий специалист развивает и демонстрирует свои способности в библиографическом поиске, в анализе и осмыслении полученной профессиональной информации, оформленного с привлечением современных средств редактирования и печати, защите результатов выполненной работы.

При работе над рефератом студент знакомится с  профессиональными терминами: балка, ферма, опора, сила, реакция силы, эпюра, механизм, зубчатая передача, фрикционная передача, подшипники качения и скольжения, редуктор и т.д..

2. Студенческая научно - практическая конференция развивает у студентов умение правильно представлять результаты своей работы, формирует навыки участия в дискуссиях с грамотной аргументацией, а также получение     опыта публичного выступления по определенной теме. При этом надо учитывать, чтобы тема, к которой будет готовиться студент, была интересна.

Темы НПК по технической механике: Музей разрушений деталей автомобильного оборудования. Влияние условий окружающей среды на прочность конструкций автомобильной промышленности.

Усталостное разрушение деталей машин. Почему мы не проваливаемся сквозь пол. Коррозия металлов. И другие темы.

3. Студенческие  олимпиады. Проводятся с целью совершенствования качества подготовки специалистов, а также для повышения интереса студентов к избранной профессии, выявления одаренной молодежи и формирования кадрового потенциала для исследовательской, административной, производственной и предпринимательской деятельности.

4. Лабораторно практические работы формируют умения и навыки:

  -знание алгоритма решения задач,

  -умение оформить рисунок, график, схему;                                                                           -  математическое решение  задачи и  способность  анализировать результаты решения (аналитические расчеты и теоретические выводы).

Связь  теории  с  практикой: умение  оформить силовую  схему,  выполнить  эквивалентные  преобразования  с  силами,  расставить реакции  опор, решить комплекс профессионально-ориентированных вопросов и задач. Например, 1. Каково взаимное расположение оси карданного вала и оси заднего моста? 2. Как проверить отклонение головки блока автомобиля ЗИЛ-45065. 3. В каких случаях на производственной практике вам приходится иметь дело с углами между двумя пересекающимися плоскостями? При изучении «Кинематики» автомеханики приводят примеры использования тел вращения в технических объектах – поршень двигателя внутреннего сгорания, запальная свеча в двигателях внутреннего сгорания, шариковый подшипник. Такие задания вызывают у учащихся живой интерес, помогают увидеть связь т.м. с практикой.

 Решение профессиональной задачи  моделирует реальную ситуацию, с реальными числовыми значениями. Например: 1.  Ведущее колесо автомобиля диаметром 0,8 м делает 500 об/мин. Какое расстояние пройдет этот автомобиль за 1 час? 2. По автомагистрали движется автомобиль со скоростью 34 м/с. Водитель автомобиля, увидев препятствие на дороге, начал ручное торможение. В течение какого времени осуществляется торможение до полной остановки автомобиля? Сколько метров будет двигаться автомобиль с начала торможения до полной его остановки, если автомобиль движется по закону  S (t) = 34 t 2− 16 t . (Кинематика).

При решении задач производственного характера студентам становятся понятны технические исследования, проводимые ими, в поиске рождаются приемы действий, создаются алгоритмы решений, учащиеся упорно размышляют о возможных практических приложениях этих алгоритмов и стремятся объяснить сущность различных практических приемов с помощью знаний по т.м.

5. Работа с тестами :

анализировать  поставленный вопрос (логический анализ);

связь теории с практикой – расставить реакции связей;

провести  соответствие между  изображенными  силовыми  схемами  конструкций  и его схемой расстановки реакций опор,

выявить ошибку и выполнить правильно – самоанализ, самоконтроль, анализ полученных результатов.

6. Деловая  игра: Создается игровая  ситуация, проблемная по содержанию,  в  контексте с будущей  профессиональной  деятельностью. Например: «Имитация профессиональной деятельности механика». Устройство на работу в должность техника-механика. Для приема на работу необходимо пройти два этапа: первый - собеседование, где выявляются теоретические знания, второй этап - выполнение письменной работы и исправление допущенных ошибок.

Эта форма позволяет ознакомить студентов с производственными ситуациями, повысить мотивацию к будущей профессиональной деятельности. При этом каждый участник деловой  игры  находится  в  активной  позиции,  взаимодействует  с  партнерами и тем самым познает себя.

Вывод по исследованию:
 Развивать профессионально-необходимые качества будущих специалистов:

-профессиональную  компетентность (сочетание  теоретических  знаний  и практической подготовленности выпускника);

  коммуникационную  готовность (владение  литературной  и  деловой письменной и устной речью; умение разрабатывать техническую документацию и пользоваться  ею;  владение  навыками  делового  обучения  и  управления профессиональной группой или коллективом);

  развивать  способность  к  творческим  подходам  в  решении профессиональных  задач,  умение  ориентироваться  в  нестандартных  условиях  и ситуациях, анализировать проблемы, ситуации, задачи, а также разрабатывать план действий; готовность к реализации плана и к ответственности за его выполнение;

  устойчивое,  осознанное,  позитивное  отношение  к  своей  профессии, стремление  к  постоянному  личностному  и  профессиональному совершенствованию.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ:

55 % студентов колледжа намерены твердо работать по полученной специальности,

около 20 % студентов после окончания колледжа твёрдо хотят получить другую профессию в другом учебном заведении,

у 25 % - боязнь  быть не востребованным после окончания колледжа .

 

 

Анкетирование в группах: ТА – 21,ТА – 23, ТА- 43.

Как вы относитесь к учёбе в нашем колледже

1.Я поступил в БЛПК потому что …..

А)  хочу стать грамотным специалистом – 56%

В) здесь учились мои родители; - 15%

В) это престижный колледж; - 12%

Г) всё равно где учиться; - 0%

Д) востребованная профессия – 17%

 

2. Думаю, что после окончания БЛПК ….

А) буду работать по специальности; - 78%

Б) не стану связывать себя с избранной специальностью; -4%

В) займусь дальнейшим образованием. -18%

 

3.Какие формы аудиторных занятий побуждают вас к самостоятельному поиску?

А) Практические и лабораторные занятия – 51%

Б) Лекции -18%

А) Семинар - 4%

Г) Производственная практика -27%

 

4.Каким видам учебной деятельности вы отдаёте приоритет

А)Участие в студенческих конференциях и олимпиадах - 18%

Б) Решение типовых и комплексных задач -34%

В) Работа в команде над проектами -45%

Г) Работа с ресурсами библиотеки -7%

Д) Работа и участие в проблемных семинарах-36%

Е) Работа в сети Интернет -48%

Ж) Ролевая игра-23%

З) Другое -9%

 

Вывод по анкетированию: Студенты колледжа хотят стать профессионалами в области получения своей специальности, при том есть такие, кто не осознает как этому можно научиться, а значит есть смысл проводить практико- ориентированные мероприятия по изучаемому предмету.

 

Заключение: Применение таких форм обеспечивает  постепенное погружение в реальную профессиональную среду, что способствует более быстрой адаптации выпускников на рабочем месте и в профессиональной среде; готовность будущего специалиста к работе в команде; умение презентовать себя.

Данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая студентам оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В практико-ориентированном учебном процессе применяется имеющийся у обучающихся жизненный опыт, а также формируется новый опыт на основе  приобретаемых компетенций. Данный опыт становится основой развития студентов. Таким образом,  формируется идеальная модель конкурентоспособной личности будущего специалиста.

 

 

 

Библиографический список

 

 

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» [Текст]: (приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации, 2010 г.)

2.     Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И.Щукиной. -М.: Просвещение, 1984.

3.     Абдуллаев, A.B. Педагогические основы формирования и развития производственно-технического творчества учащихся / A.B. Абдуллаев. — М.: Ин-т общего образования МОРФ, 1993. - 246 с.

4.     Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие – Краснодар, 2000.

5.      Гришин, A.B. Социально-педагогическая концепция развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы / A.B. Гришин : Автореф.дис. . доктора п\ед.наук. Челябинск: УралГУФК, 2010. -47 с.

6.     Кабиров Ф.З. Подход к проблеме формирования феномена профессионализма практического психолога в системе вузовской подготовки// Прикладная психология, 2002. №2. С. 54-65.

7.     Кулакова Н.А. Практико-ориентированный подход в обучении физики - festival.1september.ru/articles/210704/ 

8.     Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности : дис.докт. психол. Наук / Н.В. Матяш. М.: ПИ РАО, 2000.

9.     Семашко, П.С. Разработка модели специалиста / П.С. Семашко // Специалист. 1994. - №6. - С. 11-13.

10.                       Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В.П. Симонов. М.: Межд. пед. акад., 1995. - 192 с.

11.                        Шадриков, В.Д. Проблемы профессиональных способностей / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. - Т.З. - №5. - С. 13-46.

12.                        Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. - №2.

   

 

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

 

1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

2. Захарова О.А. Научим ли мы плавать без воды? // Издательство «Академкнига/Учебник» - www.akademkniga.ru/umk/files/pub9.doc

3. Орлова О.Д. Практико-ориентированные задания как средство развития творческих способностей учащихся на уроках химии - http://pedsovet.su/load/170-1-0-13434

4.Ябурова Е.А. Задачи с практическим содержанием как средство реализации практико-ориентированного обучения физике - http://www.dissercat.com/content/zadachi-s-prakticheskim-soderzhaniem-kak-sredstvo-realizatsii-praktiko-orientirovannogo-obuc

5.Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm.

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий