понедельник, 25 октября 2021 г.

КОС Техническая Механика

 

Министерство образования и науки  Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Бурятский лесопромышленный колледж»

 

 

 

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕХНИЧЕСКАЯ  МЕХАНИКА»

программ подготовки специалистов среднего звена

 

 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

 2020

 


 

                                                                                                Рассмотрено:                                                                                

      Цикловая комиссия ЕНМиОП                                         

                                                          дисциплин                                                                          

                                                                       Председатель ЦК                                                                

                                                                 Павлова А.Б. 

                                                                                           «__»____201  г.

 

.

 

 

 

 

 

Разработчик:  Громакина Елена Михайловна, преподаватель

 

 


 

Пояснительная записка

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины Техническая механика и входит в состав фонда оценочных средств программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям) , реализуемой в ГБПОУ «БЛПК»

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе рабочей программы по учебной дисциплине Техническая механика.

Структура комплекта контрольно-оценочных средств, порядок разработки, согласования и утверждения регламентированы локальным актом «Положение об организации и проведении текущего контроля и промежуточной аттестации студентов колледжа», утверждённым в колледже.

Настоящий комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проведения аттестационных испытаний по учебной дисциплине в форме устного экзамена с решением задач.

Экзамен проводится по билетам, содержащим два теоретических вопроса и одно практическое задание. На подготовку ответа по билету каждому студенту отводится не более 30 минут.

Полный комплект контрольно-оценочных средств включает 60 теоретических вопросов и 30 практических задач, направленные на проверку сформированности всей совокупности образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО и рабочей программе учебной дисциплины Техническая механика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки  Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Бурятский лесопромышленный колледж»

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ

комплекса оценочных средств

по учебной дисциплине

«ТЕХНИЧЕСКАЯ  МЕХАНИКА»

программ подготовки специалистов среднего звена

 

27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

 2020

 

Содержание

 

1Назначение комплекса оценочных средств (КОС)       ………………………………….  6                                      

 

2Перечень основных показателей оценки результатов,

элементов знаний и умений, подлежащих текущему контролю и промежуточной аттестации    ……………………………………………………………………………….. …7

 

3 Распределение основных показателей оценки результатов

по видам аттестации  ………………………………………………………………………   10                            

 

4 Содержательно-компетентностные матрицы оценочных средств

текущего контроля и промежуточной аттестации………………………………………... 12

 

5 Структура банка КОС для текущего контроля и

промежуточной аттестации …………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Назначение комплекса оценочных средств (КОС)

Комплекс оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Техническая механика»

КОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме ДЗ.

КОС разработан на основании положений:

-   ФГОС СПО по специальностям:

27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

 


2. Перечень основных показателей оценки результатов, элементов знаний и умений, подлежащих текущему контролю и промежуточной аттестации

 

Изучение дисциплины «Техническая механика» направлено на формирование следующих ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

 ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),  результат выполнения заданий;

 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

 ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируемые компетенции

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01.

Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; правильно выявлять и эффективно ис­кать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах.

Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Методы работы в профессиональ­ной и смежных сферах.

ПК 1.1

Распознавать и классифицировать кон­струкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

 

 

 

 

материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

Критерии оценивания качества сырья, материалов, полуфабрика­тов и комплектующих изделий: Методы измерения параметров и свойств материалов.

ПК 1.2

Определять критерии и показатели и технического состояния в зависимости от вида оборудования, оснастки, ин­струмента, средств измерении; выбирать методы и способы определения значений технического состояния оборудования, оснастки, инструмента, средств измерений.

Требования к техническому со­стоянию оснастки, инструмента, средств измерений и сроков про­ведения их поверки

ПК1.4

Определять критерии и показатели соот­ветствия готовой продукции, условий ее хранения и транспортировки на основа­нии нормативной и технологической до­кументации

Методы и средства технического контроля соответствия готовой продукции, условий ее хранения и транспортировки

 

 

 

 

 

 

 

3. Распределение основных показателей оценки результатов по видам аттестации

 

 

 

Код и наименование элемента умений или знаний

 

 

 

Текущий контроль

 

Промежу-

точная аттестация

У1 Выполнять расчёты на прочность, жёсткость, устойчивость элементов сооружений

 

+

 

У2 Определять аналитическим и графическим способами усилия, опорные реакции балок, ферм, рам

+

 

У3 Определять усилия в стержнях ферм

 

+

+

У4  Строить эпюры нормальных напряжений, изгибающих моментов

+

 

З1 Законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчёты

 

+

+

З2  Определение направления реакций, связи

 

+

 

З3 Определение момента силы относительно точки, его свойства

+

+

З4 Типы нагрузок и виды опор балок, ферм, рам

 

+

+

З5 Напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой

+

 

З6 Моменты инерции простых сечений элементов

 

+

+

 


4. Содержательно-компетентностные матрицы оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации

Содержание

учебного материала

по программе УД

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Проверяемые У, З, ОК

Код оценочного средства

Проверяемые  У, З, ОК

Код оценочного средства

Раздел 1

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

 

 

У1 -4

З 1, 3, 4, 13

ОК1

 

9

Тема 1. Основные по­нятия и аксиомы статистики

З 1-2

ОК 2, 4

3, 10

 

 

 

 

 

Тема 2. Плоская си­стема сходящихся сил

У2

З 1-2,4

ОК 2, 4

3, 10

 

 

 

Тема 3. Параллельные силы в плоскости. Пара сил. Момент силы относительно точки

 

З З,

ОК3

10

 

 

Тема 4. Плоская система произвольно расположенных сил

У2

З 1-2

ОК2, 4

 

3, 5, 10

 

 

 

Тема 5. Пространственная система сил

У2,

З З, 5 11

ОК1

3

 

 

 

Тема 6. Центр тяже­сти тела. Устойчи­вость равновесия

У1, У2

З1,4,5

ОК2, 4

5, 10

У9

З 6

ОК8

 

9

Тема7. Основные по­нятия кинематики. Кинематика точки

У1,У4, 8

З1,2, 6

ОК 7

3,  10

 

 

 

 

Тема 8. Простейшие движения твёрдого тела и сложное дви­жение точки

У1, У4,

З1,4,5, 6

ОК 7

3,  10

 

У9

З 6

ОК8

 

Тема 9. Работа и мощность. Трение

З1 ,4,5,

 

3

 

 

РАЗДЕЛ 2

СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

 

 

У1 -4

З 1, -5ОК1

 

9

Тема 1. Основные положения

У1,  У2

3,  10

 

 

 

Тема 2. Растяжение и сжатие

У1,  У2,  У3,  У4

З1,2,3,4,5

 

3, 5, 10

 

 

 

РАЗДЕЛ 3

ДЕТАЛИ МАШИН

 

 

У1 -2

З 1, 3, 4, 5

ОК1

 

 

Тема 1. Механические передачи

У1, У2

З1,4 ,5, 6

 

3,  10

 

 

 

Тема 2. Подшипники скольжения и качения

З1, 4,5

 

3,  10

 

 

 

Тема 3. Разъемные и неразъемные соединения

З1,4, 5

 

3,  10

 

 

 


5 Структура банка КОС для текущего контроля и промежуточной аттестации

 

 

 

 

Код оценочного средства

Тип оценочного средства

Количество оценочных средств

Ориентировочное время выполнения одного оценочного средства, час

Общее время выполнения, час

3

Расчётное задание

5

1, 5 часа

7, 5 часа

10

Практическое задание

12

1, 5 часа

18 часов

5

Аналитическое задание

2

0, 75 часа

1, 5 часа

Промежуточная аттестация

9

Зачётное задание

30

0, 5 часа

6 часов

Всего

 

 

33 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

оценочных средств

по учебной дисциплине

«ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»

 

программ подготовки специалистов среднего звена

 

27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

 

 


Спецификация аналитического задания

 

1. Назначение

Спецификацией устанавливаются требования к содержанию и оформлению вариантов оценочного средства.

 

Аналитическое задание входит в состав комплекса оценочных средств и предназначено для  текущего контроля и оценки знаний и умений аттестуемых,  соответствующих основным показателям оценки результатов подготовки по программе учебной дисциплины «Техническаа механика» программ подготовки специалистов среднего звена по специальностям 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

 

 

 

 

2. Контингент аттестуемых:  обучающиеся  ГБПОУ «БЛПК»

 

3. Условия аттестации: контроль проводится в форме контрольной работы (темы 1.2, 4.2)

 

4. Время аттестации:

    Выполнение 45 минут

 

5. Структура варианта аналитического задания

 

Основная задача: оценка знаний и умений аттестуемых,  соответствующих основным показателям оценки результатов подготовки по программе учебной дисциплины.

 

Краткая характеристика: задание включает 3 задачи по выбору преподавателя

Задание

             1.Используя характеристики электрического поля, характеристики магнитного поля, провести аналогию электрических и магнитных явлений и характеристик. Определить магнитную цепь, пользуясь аналогией электрических и магнитных явлений и характеристик. Составить таблицу аналогий электрических и магнитных явлений, характеристик.

             2.Записать законы магнитных цепей, пользуясь таблицей аналогий.

             3.Сделать выводы о возможности расчета магнитной цепи по аналогии с электрической цепью.

6. Система оценки выполнения заданий

Без ошибок - отлично

Не более 2х неточностей/ошибок - хорошо

3-4 незначительные ошибки/неточности - удовлетворительно

Более 4х ошибок - неудовлетворительно

 

7. Трудоемкость

 

Трудоемкость выполнения/решения, мин (час)

Количество задач/вопросов по типам

 

1

2

3

Одной (го) задачи

15

15

15

 

 

45 мин

 

8. Перечень используемых нормативных документов

ФГОС СПО  специальностям 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика»

Программы подготовки специалистов среднего звена специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся

 

9. Рекомендуемая литература для разработки оценочных средств и подготовке обучающихся к аттестации

 

Основные источники(электронные издания):

1.                     Олофинская В.Ф. Техническая механика. Краткий курс и тестовые задания: Учеб. пособие./В.Ф. Олофинская. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2017 - 208с.

2.                     Олофинская В.Ф. Детали машин. Краткий курс и тестовые задания: Учеб. пособие./В.Ф. Олофинская. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2017 - 276с.

3.                     Шинкаренко А.А. Сопротивление материалов: учебное пособие для студентов средних профессиональных учреждений/А.А. Шинкаренко, А.И. Киреева.- Ростов на дону: Феникс, 2016.- 263с.:ил.

Дополнительные источники(печатные издания):

1.                              Громакина Е.М.. Методические указания для обучающихся по проведению лабораторных работ. ГБПОУ «БЛК» 2017

2.                              Громакина Е.М.. Методические указания для  обучающихся по проведению практических  занятий. . ГБПОУ «БЛК» 2017

.                

Электронные издания

1.                       Техническая механика для специальностей технического профиля, www.academia- moscow.ru 

2.                       Прикладная (техническая) механика, www.twirpx.com

3.                       Никитин Е.М. Теоретическая механика для техникумов www.rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3862631

4.                       Техническая механика: Теоретическая механика www.fanknig.org/book.php?id=24152767

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спецификация практического задания

 

1. Назначение

Спецификацией устанавливаются требования к содержанию и оформлению вариантов оценочного средства.

 

Практическое задание входит в состав комплекса оценочных средств и предназначено для  текущего контроля и оценки знаний и умений аттестуемых,  соответствующих основным показателям оценки результатов подготовки по программе учебной дисциплины «Электротехника» программ подготовки специалистов среднего звена по специальностям 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

 

2. Контингент аттестуемых  обучающиеся  ГБПОУ «БЛПК»

3. Условия аттестации: контроль проводится на лабораторных работах (темы 1.1, 1.2, 1.3, 1.4; 1.5; 1.6; 1.7; 1.8)

 

4. Время аттестации:

    Выполнение 1 час 30 минут

 

5. Структура варианта практического задания

 

Основная задача: оценка знаний и умений аттестуемых,  соответствующих основным показателям оценки результатов подготовки по программе учебной дисциплины.

 

Краткая характеристика: задание представлено в 3-х вариантах, т.к. дифференцировано по уровню сложности.

В-1 1-5 задачи предполагают решение конкретных практических задач путем применения типовых алгоритмов решения. Решение этих задач продемонстрирует умение аттестуемого реализовать типовое практическое решение.

В-2 1-5 задачи предложенного варианта предусматривают использование нетиповых алгоритмов решения.

В-3 1-5 задачи направлены на выявление подготовленности обучающегося находить (предлагать) решения в новых проблемных ситуациях, требующих творческой деятельности

6. Система оценки выполнения заданий

Без ошибок - отлично

Не более 2х неточностей/ошибок - хорошо

3-4 незначительные ошибки/неточности - удовлетворительно

Более 4х ошибок - неудовлетворительно

 

7. Трудоемкость

 

Трудоемкость выполнения/решения, мин (час)

Количество задач/вопросов по типам

 

1

2

3

4

5

Одной (го) задачи

15

20

20

20

15

 

1 час 30 мин

 

 

8. Перечень используемых нормативных документов

ФГОС СПО  специальностям 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика»

Устав Бурятского Лесопромышленного Колледжа

Программы подготовки специалистов среднего звена 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся

 

9. Рекомендуемая литература для разработки оценочных средств и подготовке обучающихся к аттестации

 

Основные источники(электронные издания):

1.         Олофинская В.Ф. Техническая механика. Краткий курс и тестовые задания: Учеб. пособие./В.Ф. Олофинская. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2017 - 208с.

2.         Олофинская В.Ф. Детали машин. Краткий курс и тестовые задания: Учеб. пособие./В.Ф. Олофинская. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2017 - 276с.

3 .Шинкаренко А.А. Сопротивление материалов: учебное пособие для студентов средних профессиональных учреждений/А.А. Шинкаренко, А.И. Киреева.- Ростов на дону: Феникс, 2016.- 263с.:ил.

Дополнительные источники(печатные издания):

1.                  Громакина Е.М.. Методические указания для обучающихся по проведению лабораторных работ. ГБПОУ «БЛК» 2017

2.                  Громакина Е.М.. Методические указания для  обучающихся по проведению практических  занятий. . ГБПОУ «БЛК» 2017

 

            Электронные издания

1.       Техническая механика для специальностей технического профиля, www.academia- moscow.ru 

   2.      Прикладная (техническая) механика, www.twirpx.com

3.       Никитин Е.М. Теоретическая механика для техникумов www.rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3862631

10.    Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

 

Прибор для изучения червячной передачи; действующие модели механических передач,

модель для демонстрации видов деформации; пресс П1 – 125, твёрдомеры; аппаратно-программный комплекс (мультимедиа проектор и интерактивная доска) ЕМП – 400 н

Набор плакатов по всем разделам дисциплины

Методические указания для обучающихся по проведению лабораторных работ


 

Спецификация расчетного задания

 

1. Назначение

Спецификацией устанавливаются требования к содержанию и оформлению вариантов оценочного средства.

 

Расчетное задание входит в состав комплекса оценочных средств и предназначено для  текущего контроля и оценки знаний и умений аттестуемых,  соответствующих основным показателям оценки результатов подготовки по программе учебной дисциплины «Техническая механика» программ подготовки специалистов среднего 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

 

2. Контингент аттестуемых  обучающиеся  ГБПОУ «БЛПК»

3. Условия аттестации: контроль проводится на практических занятиях (темы 1.3, 1.4; 2.4)

 

4. Время аттестации:

    Выполнение 1 час 30 минут

 

5. Структура варианта расчётного задания

 

Основная задача: оценка знаний и умений аттестуемых,  соответствующих основным показателям оценки результатов подготовки по программе учебной дисциплины.

 

Краткая характеристика: задание представлено в 3-х вариантах, т.к. дифференцировано по уровню сложности. Каждый вариант включает 1 задачу.

В-1 решение 1 конкретной практической задачи путем применения типовых алгоритмов решения. 

В-2 при решении задачи  используются нетиповые алгоритмы.

В-3 решение задачи направлено на выявление подготовленности обучающегося находить (предлагать) решение в новых проблемных ситуациях, требующих творческой деятельности

 

Задача: Тема; Изгиб. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.

Цель работы: Научиться определять поперечные силы и изгибающие моменты, строить эпюры Qy и Мх и, используя условия прочности, подбирать размеры поперечного сечения (двутавр) стальной балки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Без ошибок - отлично

Не более 2х неточностей/ошибок - хорошо

3-4 незначительные ошибки/неточности - удовлетворительно

Более 4х ошибок - неудовлетворительно

 

 

7.      Перечень используемых нормативных документов

 

 

ФГОС СПО  специальностей 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Устав ГБПОУ «БЛПК»

Программы подготовки специалистов среднего звена 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся

 

8. Рекомендуемая литература для разработки оценочных средств и подготовке обучающихся к аттестации

 

Основные источники(электронные издания):

1.           Олофинская В.Ф. Техническая механика. Краткий курс и тестовые задания: Учеб. пособие./В.Ф. Олофинская. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2017 - 208с.

2.           Олофинская В.Ф. Детали машин. Краткий курс и тестовые задания: Учеб. пособие./В.Ф. Олофинская. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2017 - 276с.

3 .Шинкаренко А.А. Сопротивление материалов: учебное пособие для студентов средних профессиональных учреждений/А.А. Шинкаренко, А.И. Киреева.- Ростов на дону: Феникс, 2016.- 263с.:ил.

Дополнительные источники(печатные издания):

  1. Громакина Е.М.. Методические указания для обучающихся по проведению лабораторных работ. ГБПОУ «БЛК» 2017
  2. Громакина Е.М.. Методические указания для  обучающихся по проведению практических  занятий. . ГБПОУ «БЛК» 2017

 

. Электронные издания

1.           Техническая механика для специальностей технического профиля, www.academia- moscow.ru 

2.           Прикладная (техническая) механика, www.twirpx.com

3.           Никитин Е.М. Теоретическая механика для техникумов www.rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3862631

 

9 Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

Набор плакатов по всем разделам дисциплины

Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий

 

Спецификация зачётного задания

 

1 Назначение

Спецификацией устанавливаются требования к содержанию и оформлению вариантов оценочного средства.

Зачётное задание входит в состав комплекса оценочных средств и предназначено для  промежуточной аттестации и оценки знаний и умений аттестуемых,  соответствующих основным показателям оценки результатов подготовки по программе учебной дисциплины «Техническая механика» программ подготовки специалистов среднего звена специальностей 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

 

2 Контингент аттестуемых  обучающиеся  ГБПОУ «БЛПК»

3 Условия аттестации: аттестация проводится в форме диференцированного зачёта  по завершении освоения учебного материала учебной дисциплины при положительных результатах текущего контроля.

 

4 Время аттестации:

подготовка _____30_____ мин.;

сдача зачётаа___15__ мин.;

всего___0___ часа___45__ мин.

 

 

5 План варианта ДЗ  (соотношение контрольных задач/вопросов с содержанием учебного материала в контексте характера действий аттестуемых)

 

 

Содержание

учебного материала

по программе УД

Коды ОПОР / литера категории действия/ количество контрольных задач/вопросов в билете

У3, 7, 10

З 1, 3, 4, 13

ОК1

У9

З 6

ОК8

У12

 

ОК9

Раздел 1

Электротехника

А1

П1

 

 

Всего

1

1

1

3

 

 

 

 

 

6 Структура варианта ДЗ

Основная задача: оценка знаний и умений аттестуемых,  соответствующих основным показателям оценки результатов подготовки по программе учебной дисциплины

Краткая характеристика: Зачётное задание включает практическую и теоретическую части. Теоретическая часть требует развернутого ответа, практическая часть связана с расчётом или выполняется с применением лабораторного стенда, наглядных пособий.

Зачётное задание

1.      Магнитное поле: определение, характеристики магнитного поля (магнитная индукция, напряженность, магнитный поток, магнитная проницаемость).

2.      Опытным путем, используя ЛЭС-4, ламповые реостаты, источник трехфазного переменного тока, подтвердите соотношение =Uл/√3 при соединении «звезда».

3.      Исследуйте маломощный выпрямитель, определите его параметры.

 

 

7 Система оценки решения задач, ответов на вопросы, выполнения заданий

 

%  результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

Отметка

Вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

 

8 Трудоемкость

Трудоемкость выполнения/решения, мин (час)

Количество задач

1

2

3

Одной (го) задачи/вопроса

10

10

10

 

30 мин.

 

8 Перечень используемых нормативных документов

ФГОС СПО  специальностей 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика»

Устав ГБПОУ «БЛПК»

Программы подготовки специалистов среднего звена 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся

 

9 Рекомендуемая литература для разработки оценочных средств и подготовке обучающихся к аттестации

Основные источники(электронные издания):

1.           Олофинская В.Ф. Техническая механика. Краткий курс и тестовые задания: Учеб. пособие./В.Ф. Олофинская. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2017 - 208с.

2.           Олофинская В.Ф. Детали машин. Краткий курс и тестовые задания: Учеб. пособие./В.Ф. Олофинская. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2017 - 276с.

3 .Шинкаренко А.А. Сопротивление материалов: учебное пособие для студентов средних профессиональных учреждений/А.А. Шинкаренко, А.И. Киреева.- Ростов на дону: Феникс, 2016.- 263с.:ил.

Дополнительные источники(печатные издания):

  1. Громакина Е.М.. Методические указания для обучающихся по проведению лабораторных работ. ГБПОУ «БЛК» 2017
  2. Громакина Е.М.. Методические указания для  обучающихся по проведению практических  занятий. . ГБПОУ «БЛК» 2017

 

. Электронные издания

1.           Техническая механика для специальностей технического профиля, www.academia- moscow.ru 

2.           Прикладная (техническая) механика, www.twirpx.com

3.           Никитин Е.М. Теоретическая механика для техникумов www.rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3862631

 

10 Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

 

Прибор для изучения червячной передачи; действующие модели механических передач,

модель для демонстрации видов деформации; пресс П1 – 125, твёрдомеры; аппаратно-программный комплекс (мультимедиа проектор и интерактивная доска) ЕМП – 400 н

Набор плакатов по всем разделам дисциплины


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОМПЛЕКТЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебной дисциплине

«Техническая механика»

 


 

Практическое  задание

(лабораторная работа)

 

Общие указания

 

Цели:

1.     Освоить методику расчета силовых систем с помощью уравнений равновесия.

2.     Научиться определять центр тяжести сечений

3.     Строить эпюр N, Q, Мк

 

Оснащение: Методические рекомендации. Литература

Ход работы

1.     1 Изучить по учебнику (1) теоретический материал.

2.     Начертить расчетную схему.

3.     Заполнить таблицу и сходных данных

4.     Выполнить работу по образцу.

5.     Оформить отчет на формате А4 и защитить работу преподавателю.

6.     Литература

Литература

1.     А И. Аркуша«Техническая механика»

2.     Г.М.Ицювич «Сопротивление материалов».

3.      А А. Эрдэни « Техническая механика».

4.     В.И. Мадуева«Методическиеуказанияк выполнению практических работ» 2006г.


Практическая работа №1,2

Тема: 1. Определение равнодействующей системы сходящихся сил геометрическим способом.

             2.  Определение равнодействующей системы сходящихся сил аналитическим  способом.

 

Цель: Определить графическим способом равнодействующую ПССС.

Общие сведения

В системе координат изображаются все действующие на тело силы, сходящиеся в точке О в определенном масштабе.

Строится силовой многоугольник. Для этого в некоторой точке плоскости путем параллельного переноса изображается вектор первой силы. Конец этого вектора соединяется с началом следующего и т.д. Все векторы сил переносятся параллельно самим себе.

Чтобы определить равнодействующую, надо измерить отрезок, соединяющий начало первого вектора с концом последнего (учитывать масштаб)

Если многоугольник замкнут, то R=0

 

Контрольные вопросы:

1)Что называется равнодействующей?

2)Чем отличается плоская система сил от пространственной?

3)В каких единицах измеряется R?


Для заданной схемы сходящихся сил построить е масштабе силовой многоугольник

 

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Масса

 

 

 Разраб.

 

 Провер.

 

Т.контр.

 

 

 

 

 

 

РГР № Построение силового многоугольника

Лит.

Масштаб

 

 

 

Лис 1                    Листов


Практическая работа  №3

Тема: Определение реакций связей системы сходящихся сил

Цель: Аналитическим способом определить величину и направление реакций связей.

 

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Масса

 

 

 Разраб.

 

 Провер.

 

Т.контр.

 

 Н. контр.

 

 Утверд.

 

 

РГР № Определение реакций связи

Лит.

Масштаб

 

 

 

Лис 1                    Листов

 


Общие сведения 

Контрольные вопросы:

1) Как рационально выбрать систему  координат для определения реакций связей?

2) Что называется проекцией вектора на ось координат и как ее определить?

3) Какие силы называют активными, а какие реактивными?

 

Определить величину и направление реакций связей

 

 

Практические работы № 5

Тема: Определение  величины реакции в опоре защемлённой балки

Цель: Освоить  методику определения опорных реакций балок.

 

Задание: Для балки, жестко защемленной в стене и нагруженной силами F1 ,F2 и момнтом М определить реакции заделки. Провести проверку.

 

Схема

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

F1( кН)

5

10

20

15

5

10

20

15

12

10

F2(кН)

20

15

12

10

15

5

10

20

5

10

М(кН·м)

1

3

2

4

1

3

2

4

1

3

Тема: Плоская  система произвольно расположенных сил. 

Определение  опорных реакций балок

Цель: Освоить  методику определения опорных реакций балок.

Общие сведения

Момент силы M относительно точки определяется M = F * ℓ, где F – сила [H],

[M] = [H*м] момент силы, ℓ - плечо силы    

Правило знаков. Если сила стремится вращать тело по часовой стрелке,

то М - отрицательный, если против часовой стрелки, то М- положительный 

Условия равновесия системы сил: ∑МА =0 ∑МВ=0   ∑У=0  (проверочное уравнение)

Пример : определить опорные реакции балки (рис.1)

Решение: -обозначим опоры А и В, укажем опорные реакций

VA ,  VB , и  HA

- выберем  положение системы координат;                           

- составим уравнения равновесия и определим  опорные реакции.   

-  Сумма проекций всех сил на ось Х:     ΣХ=0  , откуда    НА= 0

 -Сумма моментов всех сил относительно точки А  :     Σ МА (Fk)= 0

- F1 1- MF2 4 + VB 5 =0 , откуда  VB =  1/5 (   F1 1+ M + F2 4 )= 1/5 (6+4+5 *4) = 6 кН    

- Сумма моментов всех сил относительно точки B:  :     Σ МB (Fk)= 0

  - F2 1- M + F14 – VА 5 =0 , откуда  VА =  1/5 ( 5*1 -4 +6*4) = 1/5*25 = 5 кН

- Проверка      ΣY=0           VА -  F1  - F2+ VB =5- 6- 5 +6 =0        Реакции определены верно.

Контрольные вопросы:

1 Как надо изменить силу, чтобы  момент не изменился, если плечо силы увеличится в 4 раза?

2. В каком случае проекция силы на ось y положительна?

3. Какие изменения происходят в системе сил при их параллельном переносе в некоторую точку?

 

 

Для заданной балки определить опорные реакции, построить эпюры поперечных сил и изгибающих моментов

Практические работы № 4, №5

 

Тема: Центр тяжести. Определение центра тяжести.

Цель: Освоить методику определения центра тяжести составной плоской фигуры.

Общие сведения: Для определения центра тяжести составной плоской фигуры необходимо разделить ее на простые фигуры (прямоугольник, квадрат, круг и т.д.)

Поместить фигуру в систему координат и определить координаты центров тяжести простейших составных сечений. Определить координаты центра тяжести всей фигуры Хс и Yс.

 Площадь сечения считать положительной (А>0),  если она добавляет основную фигуру и А<0 если фигура «вырезается» из основной. 

Определение центра тяжести плоских сечений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Контрольные вопросы

1.Как определить центр тяжести треугольника?

2.Как определить координаты центров тяжести простых фигур?

3. Как на опыте можно определить координаты центра тяжести плоской
фигуры?


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Масса

 

 

 Разраб.

 

 Провер.

 

Т.контр.

 

 Н. контр.

 

 Утверд.

 

 

РГР № Определение центра тяжести

Лит.

Масштаб

 

 

 

Лис 1                    Листов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Масса

 

 

 Разраб.

 

 Провер.

 

Т.контр.

 

 Н. контр.

 

 Утверд.

 

 

РГР № Определение центра тяжести

Лит.

Масштаб

 

 

 

Лис 1                    Листов

 

 

 

 

 

 

 


 

 


Практическая работа №6

Тема: «Растяжение и сжатие»

Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений.

 

Цель: Используя метод сечений, определить продольные силы, нормальные напряжения в поперечных сечениях и абсолютное удлинение.

 

Общие сведения:

При растяжении (сжатии) образца под действием продольных сил в поперечных сечениях возникают напряжения, которые согласно закону Гука определяется:

 

, где         — механическое напряжение

 —относительное удлинение

 — первоначальная длина образца

 — модуль упругости материала [М Па]

Нормальное напряжение     в любой точке образца можно определить по формуле:

     где      N — нормальная сила

А — площадь поперечного сечения

 

Правила знаков: Проекции внешних сил, направленных от сечения положительны и наоборот.

 

Контрольные вопросы:

1.     Что называется растяжением (сжатием)?

2.     Как изменится напряжение в сечении бруса, если его площадь увеличить в 2 раза?

3.Что называют относительным удлинением?

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Масса

 

 

 Разраб.

 

 Провер.

 

Т.контр.

 

 Н. контр.

 

 Утверд.

 

 

РГР № Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений

Лит.

Масштаб

 

 

 

Лис 1                    Листов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пстроение эпюр продольных сил и нормальных напряжени
й

 



Построение эпюр крутящих моментов


 




Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений

 


Практическая работа №7

Тема; Кручение. Построение эпюр крутящих моментов

Цель работы: Для стального ступенчатого вала определить значения внешних моментов, соответствующих передаваемым мощностям, крутящих моментов и произвести проектировочный расчет (определить d- диаметр вала).

Общие сведения: Крутящие моменты Мк находятся из уравнения равновесия

 где

 

m —внешний момент

N—мощность

w —угловая скорость

Условие прочности при кручении:

Где      Мк - крутящий момент в сечении [Нм]
Wp- момент сопротивления при кручении [м3]

            —допускаемый угол закручивания [рад/м]

            —допускаемое значение касательного напряжения

для круглого сечения

                               

Условия жесткости при кручении

                       

 

Где      G — модуль упругости при сдвиге

Jp— полярный момент инерции в сечении [м4]

— допускаемый угол закручивания

для круга               

Контрольные вопросы:

1.   Что называется кручением?

2. Указать размерность величины [Wp]

3. Как изменится угол закручивания вала, если крутящий момент увеличится в 2 раза, а диаметр увеличится в 4 раза?

 

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Масса

 

 

 Разраб.

 

 Провер.

 

Т.контр.

 

 Н. контр.

 

 Утверд.

 

 

РГР № Построение эпюр крутящих моментов

Лит.

Масштаб

 

 

 

Лис 1                    Листов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Построение эпюр крутящих моментов

 

 

 


Практическая работа № 8

 

Тема; Изгиб. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.

Цель работы: Научиться определять поперечные силы и изгибающие моменты, строить эпюры Qy и Мх и, используя условия прочности, подбирать размеры поперечного сечения (двутавр) стальной балки.

Общие сведение: Для определения опорных реакций балок использовать уравнения равновесия: , и , (доя проверки правильности решения)

 

Условие прочности при изгибе:

 

, где Мхmax изгибающий момент (находят нз эпюры М*)

 

Знаки изгибающих моментов —допускаемое напряжение

Контрольные вопросы:

1. Что называется изгибом?

2. Чем отличается чистый изгиб от поперечного изгиба?

З каком из вариантов сечение балки выдержит наибольшую нагрузку?

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Масса

 

 

 Разраб.

 

 Провер.

 

Т.контр.

 

 Н. контр.

 

 Утверд.

 

 

РГР № Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов

Лит.

Масштаб

 

 

 

Лис 1                    Листов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Методические   указания  предназначены  для   помощи   студентам   в организации их деятельности по проведению эксперимента.

В ходе работы формируются:

-   практические умения и навыки работы с техническим устройством -
гидравлическим прессом П-125.

Пресс представляет собой установку, состоящую из нагружающего устройства и пульта управления.

-    исследовательские умения. Наблюдать, сравнивать, делать выводы,
устанавливать зависимости, оформлять результаты.

Раздел 1 Общие требования

         по теоретической подготовке. Необходимо знать содержание § 2.9(1)
по теме «Статические испытания материалов. Основные
механические характеристики»

         по технике безопасности

-        испытание проводить только при установленном ограждении.

-        ручки переключения диапазонов нагрузки НЕ ПЕРЕКЛЮЧАТЬ при работе пресса.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ!!!

-        эксплуатировать пресс при давлении, превышающем указанным в
формуляре.______________________________

 

         Отчеты оформляются в соответствие с требованиями к оформлению текстовой документации и ЕСКД

         Работа  оценивается    в  результате
защиты преподавателю.

 


Раздел 2 Указание к выполнению лабораторной работы

2.1 Лабораторная работа №1

Тема работы - испытание материалов на сжатие.

Цель работы - Определение механических характеристик пластичных и хрупких материалов при сжатии - пределов прочности, текучести и их сравнение.

Оснащение работы

- Испытание производится на гидравлическом прессе п-125,

Предназначенном  для испытаний строительных материалов (бетона, металлов,  природных и искусственных строительных камней)

-  образцы для испытаний кубической и цилиндрической формы

-  справочная таблица

Ход работы

1.      Подключить пресс к электросети.

2.      Установить нужный диапазон нагрузок

3.      Стрелку силоизмерителя поставить на «нуль», контрольную
стрелку подвести к рабочей

4.      Установите образец на «стол»

5.      «Запишите» ось деформации на бумаге диаграммного аппарата

6.      Нагружайте образец, наблюдая за записью диаграммы

7.      После разрушения образца выключите насосную установку и
отключите пресс от сети.


Общие сведения

На рис. 2.1. показаны диаграммы сжатия малоуглеродистых сталей,

алюминия (кривые 1,2 ) и хрупкого материала (кривая 3). На диаграмме сжатия образца из пластичного материала OA соответствует упругим деформациям, пропорциональным нагрузке (Закон Гука), АВ - площадка текучести существенно меньшая по сравнению с площадкой текучести при растяжении. ВС - область упрочнения. На участке СД происходит расплющивание материала, сопровождающегося быстрым ростом нагрузки, Так как пластичные материалы при сжатии не разрушаются, то предела прочности для таких материалов не существует. Основной характеристикой прочности пластичных материалов при сжатии является предел текучести.

Fy - нагрузка, соответствующая наступлению текучести;

Ао - начальная площадь поперечного сечения образца.

При сжатии образца из хрупкого материала его разрушение происходит с образованием трещин, направленных под углом 45° Оси образца, т.е. совпадающих с плоскостями возникновения максимальных касательных напряжений (рис.2.1.). Возникшие трещины распространяются практически мгновенно, процесс может носить почти взрывной характер. Поэтому, когда хрупкие материалы (чугун, кирпич, стекло) сжимают или разбивают молотком, разлетаются осколки, которые могут быть опасными. Диаграмма сжатия хрупкого материала (рнс.2.1.) похожа на диаграмму растяжения, однако временное сопротивление при сжатии оказывается значительно выше, чем при растяжении, т.е. хрупкие материалы сопротивляются сжатию значительно лучше, чем растяжению.

 

Прочность хрупкого материала при сжатии характеризуется пределом

Прочности

В тех случаях, когда пределы текучести при растяжении и сжатии различны, их обозначают соответственно 5yр и бус. Примерами материал слу

жат некоторые легированные стали, подвергнутые закалке.. Такие материалы иногда называют хрупкопластичными. Образцы для испытания имеет цилиндрическую форму (рис.2.2). Испытание на сжатие дерева, бетона и других строительных материалов, например, стеклопластика, при сжатии обычно теряют работоспособность иначе. Под действием сжимающих нагрузок волокна образца изгибаются все вместе, образуя складку, образующуюся поперек образца. Эти складки могут проходить под углом 90 град. к направлению сжимающей силы (дерево, рис.2.3.,а) или наклонно под различными углами (дерево, рис.2.3.,б). В этих материалах складки часто образуются уже при сравнительно небольших напряжениях, т.е. на сжатие эти материалы работают плохо, что следует иметь в виду при использовании их в конструкциях.


В табл.2.1. приведены основные механические характеристики некоторых материалов.

Материал

, МПа

, МПа

, МПа

, %

Сталь

20 (Ст 3)

40 (Ст 6)

40Х

12ХН3А

 

420

610

1000

950

 

-

-

-

-

 

250

360

800

700

 

25

16

10

11

Чугун

Сч 12-28

Сч 18-36

Дюралюмин д16

Текстолит ПТК

 

420

610

1000

950

 

-

-

-

-

 

250

360

800

700

 

25

16

10

11

 

2.2  Проведение испытаний и обработка результатов

Испытание производится на прессе П-125. Образец устанавливается между плитами 6 и 7. Результаты испытаний записать в протокол.

 

Протокол испытаний на сжатие образцов на машине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечертить в рабочую тетрадь машинную диаграмму сжатия материала.

 

По данным опыта определить пределы прочности материалов по формуле

δпч = Fmax / А0пч = δ – временное сопротивление).

Сравнить полученные результаты с табличными и сделать  вывод о свойствах испытываемых  материалов и соответствиях их с ГОСТом.

 

 

Контрольные вопросы

1. Нарисуйте диаграммы сжатия материалов и поясните все стадии деформирования.

2. Объясните, почему  образцы пластичных материалов принимают бочкообразную форму, а образцы хрупких материалов разрушаются сколом по плоскостям, расположенным под углом 450……..500

3. Перечислите все механические характеристики пластичных хрупких материалов, определимые в результате испытания на сжатие.


Лабораторная работа №2

 

Тема работы- изучение устройства зубчатого редуктора.

Цель работы- Познакомиться с устройством  зубчатого редуктора и определить его КПД (коэффициент полезного действия).

Оснащенность работы- зубчатый редуктор, набор инструментов для разборки и сборки редуктора, методическое указание.

Ход работы

  1. Изучить по учебнику. §
  2. Познакомиться с паспортными данными редуктора.
  3. Снять крышку редуктора и  изучить  его устройство.
  4. Составить таблицу исходных данных.

 

P1

кВт

n1

Z1

Z2

Z3

Z4

 

 

 

 

 

 

  1. Определить КПД редуктора.
  2. Оформить отчет на формате А4.

 

Общие сведения

Коэффициент полезного действия зубчатой передачи показывает какая часть полученной  передачей мощности  расходуется полезно и определяется по формуле.

                            η– КПД

η= Ρ2 100%   , где  Ρ1- мощность на входном валу

     Ρ1                            Ρ2-  мощность передачи

 

    Ρ=Τ·ω  ,   Τ-вращательный момент  

                     ω – угловая скорость  ω=2 πn  и  ω= n  рад

                                                                                    30

                     n-  частота вращения [об/мин.]

    Зубчатая передача характеризуется передаточным числом    u= n1 = z2 , где

                                                                                                                 n2    z1                                                                      

     z- число зубьев колеса

     u= u12 ·u34

Пример:  Определить КПД двухступенчатого зубчатого цилиндрического редуктора, если    z1=16        z3= 16

                               z2=20        z4=52                                   

                              

                                P1=4,5 кВт

                                n1=1146 об/мин.

                                Τ2=140 Кн м

                                            

                                 1.  Определим предаточное число

                 u=u1 и   u2= Z2· Z4      u2= 20·52 = 4

                                                            Z1·Z3                   16·16

       2.  Определим частоту вращения n2

                                                     

                                      u=  n1    n2 = n1 = 1146   287  1/мин

   кинематическая                        n2               u        4                                 

схема    ступенчатого                                      

       редуктора                         3. Определим угловую частоту

                                               ω2= π n2 = 3,14·287=29,57=30 рад/с

30                                     30                                                                                                

1.    Определим мощность  на втором валу 

                                                    P22·ω2= 140·30=4139,99 Вт =4,14 кВт      

5. Определим КПД

                              η= Ρ2 = 4,14 = 0,92 ·100%= 92%

    Ρ1       4,5                                                                      

Вывод:  92 % затраченной мощности расходуется полезно.                                         

Контрольные вопросы

1.      Каково назначение редуктора?

2.      Как определить КПД передачи, каков его физический смысл?

Из каких составных частей состоит зубчатый цилиндрический редуктор?

Литература

Основные источники(электронные издания):

1.           Олофинская В.Ф. Техническая механика. Краткий курс и тестовые задания: Учеб. пособие./В.Ф. Олофинская. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2017 - 208с.

2.           Олофинская В.Ф. Детали машин. Краткий курс и тестовые задания: Учеб. пособие./В.Ф. Олофинская. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2017 - 276с.

3 .Шинкаренко А.А. Сопротивление материалов: учебное пособие для студентов средних профессиональных учреждений/А.А. Шинкаренко, А.И. Киреева.- Ростов на дону: Феникс, 2016.- 263с.:ил.

Дополнительные источники(печатные издания):

  1. Громакина Е.М.. Методические указания для обучающихся по проведению лабораторных работ. ГБПОУ «БЛК» 2017
  2. Громакина Е.М.. Методические указания для  обучающихся по проведению практических  занятий. . ГБПОУ «БЛК» 2017

 

. Электронные издания

1.           Техническая механика для специальностей технического профиля, www.academia- moscow.ru 

2.           Прикладная (техническая) механика, www.twirpx.com

3.           Никитин Е.М. Теоретическая механика для техникумов www.rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3862631

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

 

для студентов группы УК-21, 2 курса

по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)  2020-2021 учебный год

Раздел 1 Теоретическая механика

Теоретические вопросы:

1.      Основные понятия и аксиомы статики, понятие о силе и системе сил.

2.      Связи и их реакции.

3.      Плоская система сходящихся сил: геометрические условия равновесия.

4.      Плоская система сходящихся сил: аналитические условия равновесия.

5.      Проекция силы на оси координат. Момент силы относительно точки на плоскости.

6.      Равнодействующая плоской системы сил. Теорема Вариньона.

7.      Плоская система пар сил и условие её равновесия, момент пары сил.

8.      Плоская система произвольно расположенных сил: условия равновесия.

9.      Три формы уравнений равновесия произвольной плоской системы сил.

10.  Балочные системы: виды нагрузок и разновидности опор.

11. Пространственная система сил.

12. Центр тяжести: положение центра тяжести простых геометрических фигур.

13. Устойчивость равновесия.

 

Практические задачи:

Задача 1: определить величину и направление реакций связей.

Задача 2: определить величину и направление реакций связей.

 

Задача 3: определить величину и направление реакций связей.

Задача 4: определить опорные реакции балки, изображённой на рисунке.

Задача 5: определить опорные реакции балки, изображённой на рисунке.

Задача 6: определить опорные реакции балки, изображённой на рисунке.

Задача 7: определить опорные реакции балки, изображённой на рисунке.

Задача 8: определить опорные реакции балки, изображённой на рисунке.

Задача 9: определить положение центра тяжести сечения геометрической формы.

Исходные данные: a=90см, b=20см, h1=10см, h2=15см, h3=50см.

Задача 10: определить положение центра тяжести сечения геометрической формы.

Исходные данные: a=50см, b=20см, h1=12см, h2=80см, h3=30см.

 

Задача 11: определить положение центра тяжести сечения геометрической формы.

Исходные данные: a=20см, b=180см, h1=40см, h2=10см, h3=30см.

 

Задача 12: определить положение центра тяжести сечения геометрической формы.

Исходные данные: a=90см, b=20см, h1=80см, h2=60см, h3=10см.

Задача 13: определить положение центра тяжести сечения геометрической формы.

Исходные данные: a=72см, b=20см, h1=100см, h2=15см, h3=10см.

 

Задача 14: определить положение центра тяжести сечения, составленного из стандартных прокатных профилей.

Задача 15: определить положение центра тяжести сечения, составленного из стандартных прокатных профилей.

Задача 16: определить положение центра тяжести сечения, составленного из стандартных прокатных профилей.

 

Раздел 2 Сопротивление материалов

Теоретические вопросы:

14. Допущения и ограничения, принятые в сопромате.

15. Классификация нагрузок и элементов конструкций.

16. Деформации линейные и угловые. Упругость материалов.

17. Внутренние силовые факторы. Метод сечений.

18. Растяжение и сжатие прямого бруса. Нормальные напряжения.

19. Последовательность построения эпюр продольных сил.

20. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука.

21. Испытание материалов на растяжение.

22. Испытание материалов на сжатие.

23. Механические характеристики строительных материалов.

24. Метод предельных состояний: сущность, достоинства и недостатки.

25. Основные типы задач при расчёте на прочность.

26. Условие прочности при растяжении.

27. Статически определимые и неопределимые системы.

28. Практические расчёты на срез и смятие.

29. Сварные соединения. Условие прочности по металлу сварного шва.

30. Соединения на болтах и заклёпках. Условие прочности.

31. Соединения на врубках. Условие прочности.

32. Геометрические характеристики сечений: моменты инерции сечений (осевые, полярные, центробежные).

33. Главные оси инерции. Главные моменты инерции.

34. Кручение прямого бруса круглого сечения: крутящие моменты, построение эпюры крутящих моментов.

35. Напряжения и деформации при кручении бруса круглого сечения.

36. Изгиб прямого бруса: основные понятия.

37. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.

38. Нормальные напряжения при изгибе балки.

39. Касательные напряжения при изгибе балки.

40. Расчёт балок при изгибе на прочность: общие положения.

41. Косой изгиб: нормальные напряжения.

42. Внецентренное сжатие: нормальные напряжения.

43. Устойчивость центрально-сжатых стержней: общие положения.

44. Критическая сила: определение критической силы по формуле Эйлера.

45. Практическая формула для расчёта на устойчивость.

46. Понятие о действии динамических нагрузок.

 

Практические задачи:

Задача 17: постро­ить эпюры продольных сил и нормальных напряжений для стального ступенчатого бруса и определить полное удлинение (укорочение) стержня. Модуль продольной упругости материа­ла стержня Е=2∙105 МПа.

Исходные данные: F1=130кН, F2=120кН, А1=12см2, А2= 16см2, А3=8см2, а1=80см, а2=40см, а3=50см, а4=60см.

Задача 18: постро­ить эпюры продольных сил и нормальных напряжений для стального ступенчатого бруса и определить полное удлинение (укорочение) стержня. Модуль продольной упругости материа­ла стержня Е=2∙105 МПа.

Исходные данные: F1=70кН, F2=120кН, А1=16см2, А2= 8см2, А3=12см2, а1=10см, а2=40см, а3=70см, а4=80см.

Задача 19: постро­ить эпюры продольных сил и нормальных напряжений для стального ступенчатого бруса и определить полное удлинение (укорочение) стержня. Модуль продольной упругости материа­ла стержня Е=2∙105 МПа.

Исходные данные: F1=10кН, F2=70кН, А1=5см2, А2= 8см2, А3=12см2, а1=70см, а2=80см, а3=10см, а4=40см.

Задача 20: построить эпюры Qx и Мх для балки, изображен­ной на рисунке.

Задача 21: построить эпюры Qx и Мх для балки, изображен­ной на рисунке.

Задача 22: построить эпюры Qx и Мх для балки, изображен­ной на рисунке.

Задача 23: построить эпюры Qx и Мх для балки, изображен­ной на рисунке.

Задача 25: подобрать сечение стальной двутавровой балки. Материал − сталь С-245.

Задача 26: подобрать сечение стальной двутавровой балки. Материал − сталь С-235.

 

Раздел 3 Строительная механика стержневых систем (Статика сооружений)

47. Строительная механика: расчётная схема сооружения, классификация расчётных схем сооружений.

48. Многопролётные статически определимые (шарнирные) балки: виды балок, достоинства и недостатки.

49. Трёхшарнирные арки: общие сведения.

50. Статически определимые плоские рамы: общие сведения. Аналитический расчёт простых рам.

51. Плоские статически определимые фермы: общие сведения, классификация ферм.

52. Аналитический способ расчёта ферм: способ вырезания узлов.

53. Аналитический способ расчёта ферм: способ моментных точек.

54. Аналитический способ расчёта ферм: способ проекций.

55. Графический способ определения сил в стержнях фермы: построение диаграммы Максвелла-Кремоны.

Задача 27: определить опорные реакции для арки, изображённой на рисунке.

 

 

Задача 28: определить опорные реакции для арки, изображённой на рисунке.

 

 

 

Задача 29: определить опорные реакции фермы и усилия в стержнях 1,2,3,4

 

Задача 30: определить опорные реакции фермы и усилия в стержнях 1,2,3,4

 

 

 

Срезовая контрольная работа №1 «Механика»

1 вариант

1. Перемещение – это:

1)векторная величина; 2) скалярная величина;

3) может быть и векторной и скалярной величиной;

4) правильного ответа нет.

 

2. Перемещением движущейся точки называют…

1) …длину траектории;

2) пройденное расстояние от начальной точки траектории до конечной;

3)… направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение точки с его конечным;

4) …линию, которую описывает точка в заданной системе отсчета.

 

3. Ускорение – это:

1) физическая величина, равная отношению изменения скорости к тому промежутку времени, за который это изменение произошло;

2) физическая величина, равная отношению изменения скорости к тому физически малому промежутку времени, за которое это изменение произошло;

3) физическая величина, равная отношению перемещения ко времени.

 

4. Локомотив разгоняется до скорости 20м/с, двигаясь по прямой с ускорением 5м/с2. Начальная скорость его равна нулю. Сколько времени длится разгон?

1) 0,25с; 2) 2с; 3) 100 с; 4) 4с.

 

5.Какие силы в механике сохраняют свое значение при переходе из одной инерциальной системы в другую?

1) силы тяготения, трения, упругости; 2) только сила тяготения;

3) только сила упругости; 4) только сила трения.

 

6. Равнодействующая сила – это:

1) сила, действие которой заменяет действие всех сил, действующих на тело;

2) сила, заменяющая действие сил, с которыми взаимодействуют тела.

 

7.Согласно закону Гука сила натяжения пружины при растягивании прямо пропорциональна

1) ее длине в свободном состоянии;

2) ее длине в натянутом состоянии;

3) разнице между длиной в натянутом и свободном состояниях;

4) сумме длин в натянутом и свободном состояниях.

 

8. Спортсмен совершает прыжок с шестом. Сила тяжести действует на спортсмена

1)только в течение того времени, когда он соприкасается с поверхностью Земли;

2) только в течение того времени, когда он сгибает шест в начале прыжка;

3) только в то время, когда он падает вниз после преодоления планки;

4) во всех этих случаях.

 

9. Вес тела:

1) свойство тела; 2) физическая величина; 3) физическое явление.

 

10.Сила тяготения - это сила обусловленная:

1) гравитационным взаимодействием; 2) электромагнитным взаимодействием;

3) и гравитационным, и электромагнитным взаимодействием.

 

11. Товарный вагон, движущийся по горизонтальному пути с небольшой скоростью, сталкивается с другим вагоном и останавливается. При этом пружина буфера сжимается. Какое из перечисленных ниже преобразований энергии наряду с другими происходит в этом процессе?

1) кинетическая энергия вагона преобразуется в потенциальную энергию пружины;

2) кинетическая энергия вагона преобразуется в его потенциальную энергию;

3) потенциальная энергия пружины преобразуется в ее кинетическую энергию;

4) внутренняя энергия пружины преобразуется в кинетическую энергию вагона.

 

12. Кинетическая энергия тела 8 Дж, а величина импульса 4 Н·с, Масса тела равна…

1) 0,5кг; 2) 1 кг; 3) 2 кг; 4) 32 кг.

 

Часть 2

13. Свободно падающее тело прошло последние 30 м за 0,5 с. Найдите высоту падения.

14. Определите удлинение пружины, если на нее действует сила 10 Н, а коэффициент жесткости 500 Н/м.

15. Автомобиль массой 4 т движется в гору с ускорением 0,2 м/с2. Найдите силу тяги, если уклон равен 0,02, а коэффициент сопротивления 0,04.

 

2 вариант

 

1.Модуль перемещения при криволинейном движении в одном направлении:

1) равен пройденному пути; 2) больше пройденного пути;

3) меньше пройденного пути; 4) правильного ответа нет.

 

2. Средняя скорость характеризует:

1) равномерное движение; 2) неравномерное движение;

 

3. Проекция ускорения на координатную ось может быть:

1) только положительной; 2) только отрицательной;

3) и положительной, и отрицательной, и равной нулю.

 

4. При подходе к станции поезд уменьшил скорость на 10м/с в течение 20с. С каким ускорением двигался поезд?

1) – 0,5м/с2; 2) 2м/с2 ; 3) 0,5 м/с2; 4) – 2м/с2.

 

5. В инерциальной системе отсчета F сообщает телу массой m ускорение a. Как изменится ускорение тела, если массу тела и действующую на него силу уменьшить в 2 раза?

1) увеличится в 4 раза; 2) уменьшится в 4 раза;

3) уменьшится в 8 раз; 4) не изменится.

 

6. после открытия парашюта парашютист под действием силы тяжести и силы сопротивления воздуха двигался вниз с ускорением, направленным вверх. Как станет двигаться парашютист, когда при достижении некоторого значения скорости равнодействующая силы тяжести и силы сопротивления воздуха окажется равной нулю?

1) равномерно и прямолинейно вверх; 2) равномерно и прямолинейно вниз;

3) с ускорением свободного падения вниз; 4) будет неподвижным.

 

7. Закон инерции открыл

1) Демокрит; 2) Аристотель; 3) Галилей; 4) Ньютон.

 

8.Импульс системы, состоящей из нескольких материальных точек, равен:

  1. сумме модулей импульсов всех ее материальных точек;
  2. векторной сумме импульсов всех ее материальных точек;
  3. импульсы нельзя складывать.

 

9.Утверждение о том, что импульсы замкнутой системы тел не изменяются, является:

1) необоснованным; 2) физическим законом; 3) вымыслом;

4) затрудняюсь что-либо сказать по этому поводу.

 

10. Мальчик массой 50кг, стоя на очень гладком льду, бросает груз массой 8кг под углом 600 к горизонту со скоростью 5м/с. Какую скорость приобретет мальчик?

1)5,8м/с; 2) 1,36 м/с; 3) 0,8м/с; 4) 0,4 м/с.

 

11. Навстречу друг другу летят шарики из пластилина. Модули их импульсов равны соответственно 0,03кгм/с и 0,04 кгм/с. Столкнувшись, шарики слипаются. Импульс слипшихся шариков равен

1).01кг·м/с; 2). 00351кг·м/с; 3).0,05кг·м/с; 4) 0,07кг·м/с;

 

12. Тело движется по прямой. Под действием постоянной силы величиной 4 Н за 2 с импульс тела увеличился и стал равен 20кг·м/с. Первоначальный импульс тела равен

1) 4кг·м/с; 2) 8кг·м/с; 3) 12кг·м/с; 4) 28кг·м/с;

 

Часть 2

13. Тело падает с высоты 100 м без начальной скорости. За какое время тело проходит первый и последний метры своего пути?

14. Коэффициент жесткости резинового жгута 40 Н/м. Каков коэффициент жесткости того же жгута, сложенного пополам?

15. Какую скорость относительно Земли приобретает ракета массой 600 г, если пороховые газы массой 15 г вылетают из нее со скоростью 800 м/с?

 

Ответы:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В-I

3

3

2

4

2

1

3

4

2

1

2

2

195 м

0,02 м

3,2 кН

В-II

3

2

3

3

4

4

4

2

2

4

4

3

4с; 5м,35м

80Н/м

120 м/с

 

 

Критерии оценивания работ:

90 - 100% выполненной работы(13 заданий) – «5»;

75 – 85% выполненной работы(10-11заданий) – «4»;

50 – 70% выполненной работы(7-9 заданий) - «3».

 

Семестровая контрольная работа по «Технической механике»

Раздел: Детали машин

1 вариант

1.Изобразить кривошипно-шатунный механизм и пояснить его работу

2.Чему равно передаточное отношение зубчатой передачи, если число зубьев ведомого колеса равно 600., а число зубьев ведущего колеса равно 6.

3.Изобразить сплошной вал и описать, из каких конструктивных элементов он собран.

4.Дайте классификацию редукторов по числу пар передач.

2 вариант

1.Изобразить кулисный  механизм и пояснить его работу

2.Чему равно передаточное отношение зубчатой передачи, если угловая скорость ведомого колеса равна 5 рад/с , а угловая скорость ведущего колеса равно 300 рад/с.

3. Чем отличаются подшипники качения от подшипников скольжения.

4. Изобразите цилиндрический двухступенчатый редуктор

3 вариант

1.Изобразить кулачковый механизм и пояснить его работу

2.Чему равно передаточное отношение зубчатой передачи, если частота вращения ведомого колеса равно 6 об/мин, а частота вращения ведущего колеса равно 60 об/мин

3.Как подобрать подшипники качения.

4 Изобразите цилиндрический одноступенчатый редуктор

4 вариант

1.Изобразить храповой механизм и пояснить его работу

2.Чему равно передаточное отношение зубчатой передачи, если диаметр ведомого колеса равен 80 мм  , а диаметр ведущего колеса равен 20 мм.

3.Изобразить простую муфту и охарактеризовать её.

4. Изобразите коническо-цилиндрический двухступенчатый редуктор

 

Критерии оценивания работ:

90 - 100% выполненной работы(4 заданий) – «5»;

75 – 85% выполненной работы(3 заданий) – «4»;

50 – 70% выполненной работы(2заданий) - «3».

 

Информационное обеспечение обучения

 

Основные источники:

 

№п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ОИ1

Техническая механика. Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий. Текст: учеб. Пособие/-3-е

В.П.Олофинская  

ИНФРА-М 2017.-349 с -3-е изд –М. Форум

 

ОИ2

Детали машин. Краткий курс и тестовые задания.  Текст: учеб. Пособие

В.П.Олофинская  

ИНФРА-М  ФОРУМ 2015.-208 с

ОИ3

Электронно-библиотечная система ТЭБС ВООК.ru

 

 

 

ОИ4

Google apps для образования

 

 

 

Дополнительные источники:

 

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ДИ 1

 

Теоретическая механика. Сопротивление материалов. Текст. Учебное пособие для студентов учреждений СПО.

 

 

А.А.Эрдеди

Н.А.Эрдеди

М: издательский центр. Центр «Академия» 2015 -320с

ДИ 3

Методические рекомендации к выполнению расчётно-графических работ.

 

 

Е.М.Громакина

БЛПК, 2015

ДИ 4

Рабочие тетради

Е.М.Громакина 

БЛПК, 2015

ДИ 5

Контрольные работы (тесты)

Е.М.Громакина

БЛПК, 2015

 

Нормативные источники:

 

14.  ГОСТ «Система проектной документации для строительства» (СПДС). – М.: 1993-1997

15.  ГОСТ 2 105 - 95 «Единая система конструкторской документации» (ЕСКД). Общие требования к текстовым документам

16.  ГОСТ 21.101 – 97. СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации

17.  ГОСТ 8239 – 89 Двутавры стальные горячекатаные

18.  ГОСТ 8240 – 89 Швеллеры стальные горячекатаные;

19.  ГОСТ 8509 – 93 Уголки стальные горячекатаные равнополочные

20.  ГОСТ 8540 – 86 Уголки стальные горячекатаные неравнополочные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий