Приёмы практикоориентированного подхода в преподавании технической механики
Задача работы: получение профессиональных навыков
творческой научной и исследовательской деятельности при изучении дисциплины
техническая механика;
Актуальность: В современном
быстроменяющемся мире с особой остротой возникла потребность в формировании особого
типа личности – личности высокого профессионализма. Данная потребность является отражением стремительных социальных и экономических изменений в
жизни общества, наукоёмких отраслях и технике.
Гипотеза.Профессиональное получение навыков
по технической механике будет успешнее, если внедрять в обучение современные
педагогические приёмы практикоориентированного характера.
«Техническая механика» как дисциплина является
общепрофессиональной дисциплиной. Практикоориентированное обучение
имеет основную цель – сформировать у будущего выпускника полную готовность к выполнению поставленных
профессиональных задач работодателем, уметь выполнять проектные расчеты,
конструировать, применять логическое
и критическое мышление.
Содержание дисциплины по технической механики
обязана быть направленна на профессиональную деятельность, на
обязательное получение тех компетенций, которые заложены в программе ФГОС-3.
Некоторые студенты сомневаются, пригодится ли им
техническая механика в их познании будущей жизни. Ставится вопрос, как привлечь
учащихся к изучению технической механики? Основным средством реализации
успешного обучения выступает его практикоориентированная направленность.
Приёмы получения профессиональных навыков:
1.Реферат. В поиске информации по теме студент развивает свои профессиональные способности. Он осуществляет библиографический
поиск, анализирует и
осмысляет полученную информации, учится правильно оформлять с использованием новейших редакционных средств, печатать, защищать выполненную работу.
При работе над рефератом студент знакомится с профессиональными терминами: балка, ферма, опора, сила,
реакция силы, эпюра, механизм, зубчатая передача, фрикционная передача,
подшипники качения и скольжения, редуктор и так далее.
2. Студенческая научно - практическая
конференция развивает
у будущих специалистов навык профессионально представлять конечный результат
своей работы, формирует навыки и умения участвовать аргументировано в дискуссиях, при этом
студент получает опыт выступления
на публике по заданной теме.
При этом надо учитывать, чтобы тема, к которой будет готовиться студент, была
интересна.
Темы НПК по технической
механике: Музей разрушений деталей автомобильного оборудования. Влияние условий
окружающей среды на прочность конструкций автомобильной промышленности.
Усталостное разрушение
деталей машин. Почему мы не проваливаемся сквозь пол. Коррозия металлов. И
другие темы.
3. Студенческие олимпиады проводят для того чтобы студенты улучшали
своё качество обучения с целью повысить интерес будущих специалистов к
избранной профессии, выявить одаренность студентов и сформировать кадровый
потенциал для производственной, административной, предпринимательской и
исследовательской деятельности.
4. Лабораторно - практические работы формируют умения и навыки:
знать алгоритм решения задач,
уметь графически оформить задачу, начертить рисунок, схему;
уметь математически правильно решить
задачу, проанализировать результаты решения, произвести аналитический расчет и
сделать теоретический вывод.
Связь теории с практикой, как
правило, прослеживается в умении
правильно оформить силовую схему, выполнять преобразования сил
в эквивалентные, расставлять опорные реакции, решить комплекс профессионально-ориентированных вопросов
и задач. Например, 1. Каково взаимное расположение оси карданного вала и оси
заднего моста? 2. Как проверить отклонение головки блока автомобиля ЗИЛ-45065.
3. В каких случаях на производственной практике вам приходится иметь дело с
углами между двумя пересекающимися плоскостями? При изучении «Кинематики»
автомеханики приводят примеры использования тел вращения в технических объектах
– поршень двигателя внутреннего сгорания, запальная свеча в двигателях
внутреннего сгорания, шариковый подшипник. Такие задания вызывают у учащихся
живой интерес, помогают увидеть связь т.м. с практикой.
Решение профессиональной задачи моделирует
реальную ситуацию, с реальными числовыми значениями. Например: 1. Ведущее
колесо автомобиля диаметром 0,8 м делает 500 об/мин. Какое расстояние пройдет
этот автомобиль за 1 час? 2. По автомагистрали движется автомобиль со скоростью
34 м/с. Водитель автомобиля, увидев препятствие на дороге, начал ручное
торможение. В течение какого времени осуществляется торможение до полной
остановки автомобиля? Сколько метров будет двигаться автомобиль с начала
торможения до полной его остановки, если автомобиль движется по закону S (t) = 34 t 2− 16 t . (Кинематика).
При решении задач производственного характера студентам становятся понятны технические исследования, проводимые ими, в поиске рождаются приемы действий, создаются алгоритмы решений, учащиеся упорно размышляют о возможных практических приложениях этих алгоритмов и стремятся объяснить сущность различных практических приемов с помощью знаний по технической механике.
При решении задач производственного характера студентам становятся понятны технические исследования, проводимые ими, в поиске рождаются приемы действий, создаются алгоритмы решений, учащиеся упорно размышляют о возможных практических приложениях этих алгоритмов и стремятся объяснить сущность различных практических приемов с помощью знаний по технической механике.
5. Работа с тестами:
проводить логический анализ на поставленный вопрос;
связь теории с практикой – определить передачи в механизме;
в изображенных силовых схемах и схемах расстановки опорных реакций провести соответствие;
проводить самоанализ, самостоятельный контроль, выявлять ошибки и анализировать полученный результат.
проводить логический анализ на поставленный вопрос;
связь теории с практикой – определить передачи в механизме;
в изображенных силовых схемах и схемах расстановки опорных реакций провести соответствие;
проводить самоанализ, самостоятельный контроль, выявлять ошибки и анализировать полученный результат.
6. Деловая игра: Создается проблемно-игровая по содержанию ситуация, связанная с деятельностью по будущей профессии. Например: «Имитация профессиональной деятельности механика». Устройство на работу в должность техника-автомеханика. Для того, чтобы быть принятым на работу по специальности необходимо пройти два тура: первый - собеседование, на котором проверяются теоретические знания, второй тур - письменная работа с исправлением имеющихся ошибок.
Такая деловая игра позволит студентам познакомиться с производственными ситуациями на предприятии, повысить интерес к будущей профессиональной деятельности. В этой деловой игре все участники находятся в активной позиции, познают себя и тесно взаимодействуют с партнерами.
Вывод по исследованию:
Развивать профессиональные качества выпускников:
- профессионально-компетентносные качества в тесном сочетании теории с практической ;
− коммуникационные качества (владеть своей речью: деловой, литературной, письменной и устной);
- уметь разрабатывать и пользоваться технической документацией;
- владеть навыками делового профессионального обучения персоналом;
− развивать творческие качества при решении производственных задач, уметь нестандартно мыслить в производственных ситуациях, грамотно проводить анализ проблем, ситуаций, задач, уметь составлять план работы, а затем реализовывать его, нести ответственность за его выполнение;
любить свою профессию, стремиться личностно и профессионально совершенствоваться.
ИССЛЕДОВАНИЕ:
55 % студентов колледжа намерены твердо работать по полученной специальности,
около 20 % студентов после окончания колледжа твёрдо хотят получить другую профессию в другом учебном заведении,
у 25 % - боязнь быть не востребованным после окончания колледжа .
Как вы относитесь к учёбе в нашем колледже
1.Я поступил в БЛПК потому что …..
А) хочу стать грамотным специалистом – 56%
В) здесь учились мои родители;
- 15%
В) это престижный колледж; - 12%
Г) всё равно где учиться;
- 0%
Д) востребованная профессия – 17%
2. Думаю, что после окончания БЛПК ….
А) буду работать по специальности; - 78%
Б) не стану связывать себя с избранной специальностью; -4%
В) займусь дальнейшим образованием. -18
3.Какие формы аудиторных занятий побуждают вас к самостоятельному поиску?
А) Практические и лабораторные занятия – 51%
Б) Лекции -18%
А) Семинар - 4%
Г) Производственная практика -27%
4.Каким видам учебной деятельности вы отдаёте приоритет
А)Участие в НПК и олимпиадах - 18%
Б) Решение учебныхх задач -34%
В) Работа над проектами -45%
Г) Работа с ресурсами библиотеки -7%
Д) Работа и участие в проблемных семинарах-36%
Е) Работа в сети Интернет -48%
Ж) Ролевая игра-23%
З) Другое -9%
Вывод по анкетированию:
Студенты колледжа хотят стать профессионалами в области получения своей специальности, при том есть такие, кто не осознает как этому можно научиться, а значит есть смысл проводить практикоориентированные мероприятия по изучаемому предмету.
Мама, нужно ставить после каждого абзаца пробел. Иначе читать невозможно. Когда текст идёт сплошняком глаза быстро устают.
ОтветитьУдалитьВот теперь отлично!
ОтветитьУдалить