суббота, 1 августа 2015 г.

Статья для конференции.

Приёмы практикоориентированного подхода в преподавании технической механики

Цель работы: Научить студентов приёмам и навыкам освоения основ профессиональной деятельности при изучении дисциплины техническая механика(ТМ).
Задача работы: получение профессиональных навыков творческой научной и исследовательской деятельности при изучении дисциплины техническая механика;

Актуальность: В современном быстроменяющемся мире с особой остротой возникла потребность в формировании особого типа личности – личности высокого профессионализма. Данная потребность является отражением стремительных социальных и экономических изменений в жизни общества, наукоёмких отраслях и технике.

Гипотеза.Профессиональное получение навыков по технической механике будет успешнее, если внедрять в обучение современные педагогические приёмы  практикоориентированного характера.

«Техническая механика» как дисциплина является общепрофессиональной дисциплиной. Практикоориентированное обучение имеет основную цель – сформировать у будущего выпускника полную готовность к выполнению поставленных профессиональных задач работодателем, уметь выполнять проектные расчеты, конструировать, применять логическое и критическое мышление.
Содержание дисциплины по технической механики обязана быть направленна на профессиональную деятельность, на обязательное получение тех компетенций, которые заложены в программе ФГОС-3.
Некоторые студенты сомневаются, пригодится ли им техническая механика в их познании будущей жизни. Ставится вопрос, как привлечь учащихся к изучению технической механики? Основным средством реализации успешного обучения выступает его практикоориентированная направленность.

Приёмы получения профессиональных навыков:

1.Реферат.  В поиске информации по теме студент развивает свои профессиональные способности. Он осуществляет библиографический поиск, анализирует и осмысляет полученную информации, учится правильно оформлять с использованием новейших редакционных средств, печатать, защищать выполненную работу.
При работе над рефератом студент знакомится с профессиональными терминами: балка, ферма, опора, сила, реакция силы, эпюра, механизм, зубчатая передача, фрикционная передача, подшипники качения и скольжения, редуктор и так далее.

2. Студенческая научно - практическая конференция развивает у будущих специалистов навык профессионально представлять конечный результат своей работы, формирует навыки и умения участвовать аргументировано в дискуссиях, при этом студент получает опыт выступления на публике по заданной теме. При этом надо учитывать, чтобы тема, к которой будет готовиться студент, была интересна.
Темы НПК по технической механике: Музей разрушений деталей автомобильного оборудования. Влияние условий окружающей среды на прочность конструкций автомобильной промышленности.
Усталостное разрушение деталей машин. Почему мы не проваливаемся сквозь пол. Коррозия металлов. И другие темы.

3. Студенческие олимпиады проводят для того чтобы студенты улучшали своё качество обучения с целью повысить интерес будущих специалистов к избранной профессии, выявить одаренность студентов и сформировать кадровый потенциал для производственной, административной, предпринимательской и исследовательской деятельности.

4. Лабораторно - практические работы формируют умения и навыки:
знать алгоритм решения задач,
уметь графически оформить задачу, начертить рисунок, схему;
уметь математически правильно решить задачу, проанализировать результаты решения, произвести аналитический расчет и сделать теоретический вывод.
Связь теории с практикой, как правило, прослеживается в умении правильно оформить силовую схему, выполнять преобразования сил в эквивалентные, расставлять опорные реакции, решить комплекс профессионально-ориентированных вопросов и задач. Например, 1. Каково взаимное расположение оси карданного вала и оси заднего моста? 2. Как проверить отклонение головки блока автомобиля ЗИЛ-45065. 3. В каких случаях на производственной практике вам приходится иметь дело с углами между двумя пересекающимися плоскостями? При изучении «Кинематики» автомеханики приводят примеры использования тел вращения в технических объектах – поршень двигателя внутреннего сгорания, запальная свеча в двигателях внутреннего сгорания, шариковый подшипник. Такие задания вызывают у учащихся живой интерес, помогают увидеть связь т.м. с практикой.
Решение профессиональной задачи моделирует реальную ситуацию, с реальными числовыми значениями. Например: 1.  Ведущее колесо автомобиля диаметром 0,8 м делает 500 об/мин. Какое расстояние пройдет этот автомобиль за 1 час? 2. По автомагистрали движется автомобиль со скоростью 34 м/с. Водитель автомобиля, увидев препятствие на дороге, начал ручное торможение. В течение какого времени осуществляется торможение до полной остановки автомобиля? Сколько метров будет двигаться автомобиль с начала торможения до полной его остановки, если автомобиль движется по закону S (t) = 34 t 2− 16 t . (Кинематика).
При решении задач производственного характера студентам становятся понятны технические исследования, проводимые ими, в поиске рождаются приемы действий, создаются алгоритмы решений, учащиеся упорно размышляют о возможных практических приложениях этих алгоритмов и стремятся объяснить сущность различных практических приемов с помощью знаний по технической механике.

5. Работа с тестами:
проводить логический анализ на поставленный вопрос;
связь теории с практикой – определить передачи в механизме;
в изображенных силовых схемах и схемах расстановки опорных реакций провести соответствие;
проводить самоанализ, самостоятельный контроль, выявлять ошибки и анализировать полученный результат.

6. Деловая игра: Создается проблемно-игровая по содержанию ситуация, связанная с деятельностью по будущей профессии. Например: «Имитация профессиональной деятельности механика». Устройство на работу в должность техника-автомеханика. Для того, чтобы быть принятым на работу по специальности необходимо пройти два тура: первый - собеседование, на котором проверяются теоретические знания, второй тур - письменная работа с исправлением имеющихся ошибок.
Такая деловая игра позволит студентам познакомиться с производственными ситуациями на предприятии, повысить интерес к будущей профессиональной деятельности. В этой деловой игре все участники находятся в активной позиции, познают себя и тесно взаимодействуют с партнерами.

Вывод по исследованию:

Развивать профессиональные качества выпускников:
- профессионально-компетентносные качества в тесном сочетании теории с практической ;
− коммуникационные качества (владеть своей речью: деловой, литературной, письменной и устной);
- уметь разрабатывать и пользоваться технической документацией;
- владеть навыками делового профессионального обучения персоналом;
− развивать творческие качества при решении производственных задач, уметь нестандартно мыслить в производственных ситуациях, грамотно проводить анализ проблем, ситуаций, задач, уметь составлять план работы, а затем реализовывать его, нести ответственность за его выполнение;
любить свою профессию, стремиться личностно и профессионально совершенствоваться.

ИССЛЕДОВАНИЕ:
55 % студентов колледжа намерены твердо работать по полученной специальности,
около 20 % студентов после окончания колледжа твёрдо хотят получить другую профессию в другом учебном заведении,
у 25 % - боязнь  быть не востребованным после окончания колледжа .

Как вы относитесь к учёбе в нашем колледже

1.Я поступил в БЛПК потому что …..

А)  хочу стать грамотным специалистом – 56%
Вздесь учились мои родители; - 15%
Вэто престижный колледж; - 12%
Гвсё равно где учиться; - 0%
Двостребованная профессия – 17%

2Думаючто после окончания БЛПК ….

Абуду работать по специальности; - 78%
Бне стану связывать себя с избранной специальностью; -4%
Взаймусь дальнейшим образованием. -18

3.Какие формы аудиторных занятий побуждают вас к самостоятельному поиску?

АПрактические и лабораторные занятия – 51%
БЛекции -18%
АСеминар - 4%
ГПроизводственная практика -27%
4.Каким видам учебной деятельности вы отдаёте приоритет

А)Участие в НПК и олимпиадах - 18%
БРешение учебныхх задач -34%
ВРабота  над проектами -45%
ГРабота с ресурсами библиотеки -7%
ДРабота и участие в проблемных семинарах-36%
ЕРабота в сети Интернет -48%
ЖРолевая игра-23%
ЗДругое -9%

Вывод по анкетированию: 

Студенты колледжа хотят стать профессионалами в области получения своей специальностипри том есть такиекто не осознает как этому можно научитьсяа значит есть смысл проводить практикоориентированные мероприятия по изучаемому предмету.

2 комментария:

  1. Мама, нужно ставить после каждого абзаца пробел. Иначе читать невозможно. Когда текст идёт сплошняком глаза быстро устают.

    ОтветитьУдалить