суббота, 15 августа 2015 г.

Пример деловой игры для педагогов

Методическая разработка
 Деловая игра по технической механике
 «Имитация профессиональной деятельности механика»

Пояснительная записка

Деловая игра «Имитация профессиональной деятельности механика» рассчитана на формирование у обучающихся адекватных представлений об имеющихся классификаций автомехаников, воспитание интереса к выбранной профессии, стремление к профессиональному самосовершенствованию.  Формируются мотивации правильного определения жизненного пути после окончания ГБОУ СПО БЛПК. Также деловая игра знакомит обучающихся с методами трудоустройства. Формирует психологическую готовность к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений. Корректирует представление о профессиональных перспективах, социальных установок и ориентаций.
Данная деловая игра является связующим звеном между обучением студентов общепрофессиональными и специальными дисциплинами и предстоящим получением диплома.
Цель урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений при получении профессии автомеханика и реализации профессиональных компетенций.

Данная методическая разработка урока формирует творческий подход к приобретению знаний, вызывает высокую мотивацию к обучению.

План урока


Дисциплины: Техническая механика.
Преподаватель: Громакина Е.М.
Группа: ТА-23, специальность
Тема урока: «Имитация профессиональной деятельности механика»
Тип урока: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Вид урока:  Деловая игра
Форма урока: фронтальная, работа в малых группах.

Цели урока:

Образовательные:
·         познакомиться с классификациями профессии  автомеханик;
·         раскрыть пути реализации себя при устройстве на работу.
Развивающие:
·         формирование  умений самостоятельно применять знания при трудоустройстве по профессии автомеханик.
·         развить навыки коммуникативных явлений.
·         формирование умения работы с технической литературой, интернет ресурсами.
Воспитательные:
·         воспитывать интерес к профессии, стремление к профессиональному самосовершенствованию;
·         чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, гордости за выбранную профессию.

Задачи урока:

·         При помощи игровых ситуаций дать более глубокое представление о выбранной профессии и методе приёма на работу;
·         Закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы.

Методы:

-обучения: словесный (элементы беседы), наглядный (методы иллюстрации), игровой, практический, частично-поисковый;
-контроля: наблюдение, практическое задание, самооценка;
-мотивации: осознание значимости изучаемого материала и использование знаний в будущей профессии; применение инновационных методов обучения.


ТСО, раздаточный материал и наглядные пособия

·         Презентации профессий; фотоматериалы, раздаточный материал (игровые ситуации, карточки)
·         Мультимедиа проектор, ноутбук, интерактивная доска.

Межпредметные связи: техническая механика, материаловедение, электротехника, монтаж и ремонт автомобильного оборудования, охрана труда, основы безопасности жизнедеятельности, экономика.



СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


Этап занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность
обучающихся
УМО
Методы обучения
Формиру емые
Компетен ции
1.      Организационный момент (3 мин)

Орг.момент
1.Приветствует студентов.
2.Проверка  присутствия студентов.
3.Проверка готовности студентов к уроку.
1.Приветствуют преподавателя.
2.Отвечают на вопросы преподавателя.
Журнал.
Коммуни кативный метод (беседа)
ОК 1
2.      Актуализация знаний (5мин)

Мотивация, целеполага-
ние
1.Вступительное слово преподавателя.
2.Сообщает тему и совместное с обучающимися  целеполагание.
1. Слушают, задают вопросы, настраиваются на работу.
2.Участвуют в постановке целей занятия. Записывают тему.
Презентация
Коммуникативный метод (беседа, дискуссия). Иллюстративный метод
ОК 2
3.      Деловая игра  (70мин)
1 этап. Подготови- тельный.
1.Объясняет условия игры. 2 Организовывает работу в малых группах (командах). распределяет роли.
3.Учащимся предлагает выполнить презентацию (домашняя заготовка)          
4. Оказывает помощь
1. Слушают, задают вопросы, распределяют обязанности в подгруппах, выбирают  темы для презентаций; обосновывают её актуальность, ставят цели и задачи                                       2.  Изучают и анализируют литературные источники и интернет ресурсы

Коммуникативный метод (объяснение) Опережающее задание
ОК 1-6
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1,3
ПК 1.4

2 этап. Знакомство с профессиями автомеханик  по классификациям
Слушает, задаёт вопросы
1.Презентуют выбранные профессии.
2. Слушают, задают вопросы
Презентация

Коммуникативный.
Объяснительно - иллюстративный Опережающее задание
ОК 1-6
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1,3
ПК 1.4

3 этап. Составить резюме
Оказывает помощь
1.Презентуют резюме.
2. Слушают, задают вопросы
Презентация. Данные анкеты.
Коммуникативный Опережающее задание
ОК 1-6
ПК 1.4
ПК 2.5
ПК 3.3
4 этап. Выступление психолога и директора СТО.
Слушает.
Слушают, задают вопросы
Памятки.
Коммуни кативный. Сравнительный анализ.

ОК 1-3
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1,3
ПК 1.4
5 этап. Брифинг работодателей  по трудоуст-ройству.
Слушает, управляет дискуссией
Слушают, задают вопросы, дискутируют, выступают с критическими замечаниями или в поддержку рассматриваемого вопроса.
Интерактивная доска
Коммуникативный.
Проблемный.
ОК 1-6
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1,3
ПК 1.4
ПК 2.3
6 этап. Выступление инженера по ТБ.
Слушает
Слушают, задают вопросы, дискутируют.
Памятки.
Коммуни кативный. Сравнитель-ный анализ
ОК 1-3
ПК 2.6
7 этап. Собеседование при приёме на работу.
Слушает
Вникают в проблему, пытаются понять ее, проявляют способности личности Отвечают на вопросы
Интерактивная доска. Рабочий лист.
Коммуни кативный. Сравнительный анализ
ОК 1-6
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1,3
ПК 1.4
ПК 2.3
8 этап. Практическая часть
Озвучивает ситуацию, проводит обсуждение результатов.
Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, выявляют ошибки, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников
Интерактивная доска.
Коммуникативный
ОК 1-6
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1,3
ПК 1.4
ПК 2.3
4.      Заключительный этап (12 мин)
Рефлексия
Организация рефлексии.
Оценивают собственную учебную деятельность на уроке.
Интерактивная доска. Журнал. Листы самооценки.
Коммуникативный
ОК 1-5
Подведение итогов
Проводит обсуждение изученного, формирует выводы, оценивает учебную деятельность студентов, выставляет оценки в журнал.
Слушают, отвечают на вопросы преподавателя, включаются в обсуждение.
Презентация
Коммуникативный
ОК 1-6
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1,3
ПК 1.4
ПК 2.3
Домашнее задание
Даёт ссылку на сайт, инструктирует по выполнению домашнего задания.
Записывают домашнее задание.
Ссылка на образовательный ресурс преподавателя

ОК 1-5




История (эксперт)




Зародилась профессия в далеком 18 веке с появлением первых транспортных средств, имеющих возможность передвигаться самостоятельно. Подобные механизмы часто выходили из строя и возникала необходимость в людях, знающих особенности их устройства, умеющих устранять неполадки. Более массовое развитие профессия получила в 30-х годах двадцатого века. В этот период времени начинается стремительный рост автомобилистов, повышается спрос. Связано это не только с появлением потребности в транспорте, а скорее с изобретением первого конвейера от Генри Форда. Это дало начало массовому производству автомобилей. Профессия стремительно развивалась. Усложнение конструкции автомобилей в 50-х годах дало толчок к появлению профессии более узкой специализации. В наше время автомеханик является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых специальностей. Источник смотри здесь.

Описание классификаций автомехаников (с презентациями):

Моторист. Это работник, специализирующийся на устройстве двигателя. Он знает все о том, как должен выглядеть исправный мотор и о способах устранения неполадок. Проведение работ, направленных на ремонт двигателя автомобиля. Ежедневно автомеханик сталкивается с подбором и заменой деталей в машинах на новые или б/у. Для выполнения данного процесса необходима хорошая память и навыки. 

Автоэлектрик. Электрическая составляющая автомобиля – это сложнейшая система. Каждый провод отвечает за исправное выполнение ряда функций. Автоэлектрик работает в достаточно сложных условиях и разбирается в том, как устроена система подачи энергии в автомобилях. Проведение работ с электрической сетью автомобиля. Данные работы включают тестирование, устранение неполадок и повторную проверку. Малейшая неточность чревата выходом из строя всей сети.

Маляр. Лакокрасочные работы в автомеханике занимают отдельную нишу. Ведь авто требует специальной технологии нанесения краски. Они включают шпатлевку, окраску в несколько слоев и нанесение средства, предотвращающего коррозию. Каждый автомобиль имеет свои проблемы с покрытием и требует разных технологий окраски.

Вулканизаторщик. Это специалист, проводящий спектр сварочных работ. Такой есть на каждой СТО. Проведение сварочных работ. Они опасны и требуют владения техникой не только их проведения, но и безопасности труда.

Автожестянщик. Данный мастер проводит кузовной ремонт. Вытягивает и рихтует вмятины, исправляет повреждения автомобиля, полученные в результате аварии. Это одни из самых востребованных специалистов. Рихтовочные процессы. Это одна из самых популярных услуг. Она требует физической силы и определенных навыков. Неправильный выбор метода устранения вмятины чреват появлением трещин и заменой детали. Кузовной ремонт. Все работы по устранению повреждений автомобиля, видимых невооруженным глазом.

Механик-диагност. Это специалист, проводящий первый осмотр автомобиля, мастер по диагностическому оборудованию. Механик точно установит причину неисправности и отправит транспортное средство к необходимому специалисту. Общение с клиентами. Это неотъемлемая часть работы. Автомеханику важно уметь внятно и доступно объяснить суть поломки и необходимость процедур по ремонту. Проведение диагностических работ. Знание специального оборудование, умение его правильно установить и настроить – это далеко не полный спектр навыков, необходимых для точного выяснения причин поломки.
Источник смотри здесь.


Учащиеся делятся на четыре команды.В каждой команде пять человек. Цель каждой команды устроиться на работу по специальности автомеханик.
Отдельно представляется команда работодателей, в состав которой входят два директора автосервиса и СТО, инженер по ТБ, психолог, эксперт, инспектор отдела кадров.


1задание.

Составить резюме для устройства на работу в  должности автомеханика по образцу. (Домашняя заготовка)

Фамилия Имя Отчество
 Дата рождения:
Семейное положение:
Домашний адрес:
Контактный телефон:
Эл. почта:
Цели и достижения: Самая важная часть в резюме, должна быть максимально информативной и отражать ваши жизненные и карьерные достижения. Покажите, насколько вы опытны в своей области и вам нравится профессия автомеханика. Вы должны этой частью — максимально заинтересовать работодателя!
Образование: Учебное заведение (Факультет) Полученная специальность Дополнительное образование: Учебное заведение, Название курсов или семинаров. Полученная квалификация
Опыт работы: Название предприятия, Занимаемая должность, Обязанности и достижения. Достижения на предыдущих местах работы: Раздел в котором вы должны охарактеризовать свой опыт и доказать, что вы именно тот кандидат, который нужен для этой должности автомеханика.
 Знания иностранных языков: В разделе укажите степень владения иностранными языками.
Навыки работы с компьютером и оргтехникой: Здесь укажите степень владения компьютером, оргтехникой и программами относящимися к вашей должности

Наличие водительских прав (Необязательно): Укажите информацию о наличии водительских прав и личного авто, если они есть.


Качества, которыми должен обладать автомеханик.
Ответственность — полезное качество, как ни крути.
Терпеливость и настойчивость — не всегда получается с первого раза..
Кропотливость — работа предполагает это качество, работодатель обратит на это внимание.
Наблюдательность — нужно быть на чеку, что бы за всем уследить, это качество проявляется с годами.
 Хорошая память — залог правильной сборки механизма.
Быстрая реакция — реагировать нужно быстро, в этом деле промедления опасны.
Все качества нарабатываются с опытом, к тому же, их можно развивать в разных условиях, не только на работе.

Информация взята из источника http://workking.ru/primery-rezyume/transport/avtomekhanik.html#i

Так как в команде пять студентов, то их роли распределены  так, что в каждой команде должны быть соискатели профессий моторист, автоэлектрик, маляр, вулканизаторщик, автожестянщик, механик-диагност. 
Методом жеребьёвки  команды должны показать резюме на выпавшую им профессию.

Вывод по 1 заданиюАвтомеханик – это высококвалифицированный специалист широкого профиля.


Психолог о профессии автомеханик.
Физические критерии. Это люди, обладающие достаточной силой и выносливостью. Ведь довольно часто приходится поднимать тяжести и работать в неудобном положении. Наличие хорошего зрения и умения «на глаз» определять размеры необходимой детали. Механик не должен допускать погрешностей. Необходима и хорошо развитая мелкая моторика.
Психологические критерии. Для автомеханика развитые память и внимание часто становятся лучшими помощниками в трудовой деятельности, что нередко спасает жизнь. Незаменимым аспектом является и скорость реакции. Медлительным людям не место в данной сфере.

Личностные критерии. Для автомеханика важны стандартные качества любой профессии: кропотливость, ответственность, высокий уровень дисциплины и т.д.

Вывод: Автомеханик – это специалист широкого профиля, умеющий практически все.

Выступление директора автосервиса.

Материальный доход. Автомеханики имеют достойный уровень дохода. Средняя заработная плата колеблется в пределах от 20 до 80 тысяч рублей в месяц. Больше всего получают специалисты в Москве.

ТрудоустройствоДля того чтобы устроиться на работу, одного наличия диплома часто мало. Старт карьеры начинается с помощника. Это необходимо для получения опыта и навыков. Только спустя месяц-два вы сможете получить желаемую должность. С опытом найти работу становится достаточно просто. Постоянно открываются новые СТО, приглашающие специалистов. Автомеханик – это одна из самых востребованных профессий современности.

КарьераДанная профессия предполагает карьерный рост лишь от помощника до мастера. Уровень заработной платы с повышением квалификации и навыков постепенно растет. В этом и проявляется динамика развития, но не более. Профессия больше подходит тем, кто ценит стабильно высокий доход, нежели карьеристам.

Перспективы. Основной перспективой профессии является возможность накопления стартового капитала для открытия собственного СТО или любого другого бизнеса.

Источник смотри здесь EduNews.ru/professii/obzor/Tehnicheskie/avt

Брифинг работодателей по трудоустройству (вопрос-ответ)
1.     Каков карьерный рост у ученика –автомеханика
Ученик автомеханика – первая ступень карьеры в автосервисе. Путь карьерного роста от ученика автомеханика до директора сервиса может быть пройден за 3-4 года. Недаром, карьера в автомобильных центрах считается самой быстрой.
2.     Как стать учеником автомеханика?
Обычно при приеме на работу от будущего ученика автомеханика требуют хоть минимального, но опыта обслуживания автомобилей, базовых знаний по устройству автомобиля и понимание работы его систем. Дополнительные преимущества при трудоустройстве дают сертификаты и свидетельства о дополнительном профессиональном образовании.
3.     Почему возникают сложности при трудоустройстве учеником автомеханика?
К сожалению, не каждый выпускник колледжа, даже и профильного, может похвастаться знаниями современных систем автомобиля. Потенциальный ученик автомеханика должен продемонстрировать навыки, которые он получил на практике. Практика сейчас в учебных заведениях в большинстве случаев оставляет желать лучшего и будущий ученик автомеханика должен заранее об этом задуматься.
4.     Где же получить практические навыки ремонта будущему ученику автомеханика?
Во-первых, это опыт с собственным автомобилем, а во-вторых, это практика в дилерских автоцентрах. Иногда, дилеры берут на практику молодых выпускников учениками автомехаников. Возможность пройти практику можно получить в крупных компаниях, которые заботятся о подготовке кадров на уровне концепции своего развития как, например, в Toyota. Есть возможность пройти платную практику; это дороже, чем бесплатная практика в автоколонне №XXXXX, зато и толку больше. Обычно, для того, чтобы устроится на работу на должность ученика автомеханика, достаточно бывает 1-2 месяца интенсивных занятий с хорошим тренером.  
5.     Сколько получает ученик автомеханика?
Зарплата ученика автомеханика у дилера на испытательном сроке обычно составляет 15-20 тысяч рублей в месяц (Москва). Считается, что в этот период будущий автомеханик учится и компания инвестирует в сотрудника. Некоторые компании платят будущим автомеханикам в этот период по 5-10 тысяч рублей, что отпугивает потенциальных конкурентов на эту вакансию среди опытных кандидатов. После прохождения испытательного срока заработная плата обычно состоит из двух частей: оклад (около 20 тыс. рублей) и процент от выработанных нормочасов. Если доход ученика автомеханика в первые 2-3 месяца может быть около 15 тысяч рублей, то после испытательного срока он может составлять 20-50 тысяч рублей.
Зарплата профессионального автомеханика может составлять 120-150 тысяч рублей.
6.     Как выбрать марку производителя ученику автомеханика?
Если нет конкретных предпочтений и отсутствует опыт, то лучше выбирать Volkswagen-Audi, Toyota, BMW или Kia. У этих производителей хорошо построена система обучения персонала на международном уровне и есть хорошие материалы для самообучения, которые полезны не только ученикам, но и автомеханикам с опытом.
7.     Как построить карьеру ученику автомеханика?
Карьерная лестница ученика автомеханика может быть такой:
·       Ученик автомеханика-автомеханик-мастер цеха-директор сервиса;
·        Ученик автомеханика-автомеханик-диагност (электрик)-мастер цеха-директор сервиса;
·        Ученик автомеханика-автомеханик-мастер-приемщик-руководитель приемки (сервис-бюро)-директор сервиса;
·        Ученик автомеханика-автомеханик-менеджер по продажам-начальник отдела продаж-директор автосалона.
После получения опыта 1-2 года на позиции автомеханика можно пройти обучение (курсы для диагностов, курсы для мастеров-консультантов, руководителей), повысив квалификацию, быстрее перейти на следующую ступень карьерной лестницы.

8.     Хочу спросить совета, с какого курса можно начать работать учеником (стажером)
Многие организации в официальной информации о стажировках указывают 4–5 курс, а на самом деле берут стажеров и с 3 курса. . В любом случае, необходимо проявлять активность, ходить на собеседования. Если работодатель увидит, что Вы заинтересованы в работе, хотите развиваться и более того имеете опыт в данной специальности, то у Вас есть все шансы устроится в любой дилерский центр.

9.     На каких предприятиях может работать автослесарь
Ни одно промышленно и сельскохозяйственное предприятие не обойдется без автослесаря. Работой автомеханик будет обеспечен и на автобазах, в автобусных парках и таксопарках. Специалисты высокого уровня требуются не только в автосервисах, но и в спорте.
Желаем удачи при устройстве на работу и получении удовольствия от работы!   Источник смотри здесь ecSmart.ru/virtual-library/list/view/article/71/96%

Выступление инженера по ТБ и охране труда.

Профессия автомеханика связана с определенными рисками. К минусам этой деятельности можно отнести такие травмы, как переломы, ушибы, порезы, растяжение мышц, ухудшение зрения и т.д. А сильные вибрации и шумы, исходящие от работающих инструментов и моторов, пагубно влияют не только на слух, но и на здоровье в целом. К тому же в своей практике автомеханики часто имеют дело с химикатами. Поэтому людям, страдающим аллергиями, не стоит заниматься этим родом деятельности.
Очень важно быть дисциплинированным, терпеливым и аккуратным. Некоторые ситуации в практике автомеханика требуют от него быстрой реакции и умения безукоризненно и беспрекословно выполнять все требования руководителей. Стоит помнить, что от внимательности, кропотливости и порой въедливости мастера могут зависеть жизни людей. Кроме этого необходимо быть выносливым и находиться в хорошей физической форме. Специалистам в автомастерских приходится выдерживать немалые нагрузки, ведь многие детали автомобиля довольно тяжелые. Именно поэтому в работе автомеханика нет места женщинам.
 Необходимо быть также коммуникабельным человеком, уметь спокойно общаться с клиентами, коллегами и руководством, идти на компромиссы – все это значительно улучшит качество выполняемой работы автомеханика
Автослесари часто находятся в напряжении и стрессах. Именно поэтому людей, страдающих заболеваниями сердечной, дыхательной, нервной систем, вряд ли примут на такую работу. Также человеку с нарушениями зрения и слухового аппарата не стоит учиться на автомеханика.

Задание 3 (практическая часть)

1. Возьмем 2 одинаковых автомобиля. С одного снимем аккумулятор, а на другом оставим подключенным. Не пользуемся автомобилями длительное время (больше года, например). И в итоге замечаем, что один автомобиль подвержен коррозии больше другого. Вопрос: какой из двух автомобилей и почему? Внешние факторы одинаковые. Ваши варианты, ответы.

2.Для работы автомеханика необходимы приборы и сложное оборудование, при помощи которых любого рода дефекты диагностируются и устраняются. Какие приборы вы знаете и что можно проверить при их помощи.
Источник смотри здесь  www.ktts24.ru/index.php/abiturientu/170-professiya-avtomekhanik

Рефлексия деятельности студентов на уроке.

На интерактивной доске выведен слайд, где указаны варианты:
o    сегодня я узнал...
o    было трудно…
o    я понял, что…
o    я научился…
o    я смог…
o    было интересно узнать, что…
o    меня удивило…
o    мне захотелось…


Каждый студент выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Рефлексия проводится устно. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий