воскресенье, 23 апреля 2023 г.

Эссе для участия в конкурсе Куратор года. Педагог я или наставник?

 

Эссе

 

          2023 год в России – год педагога и наставника. Когда ежедневно об этом напоминают средства массовой информации и социальные сети, на весах рефлексии возникает вопрос: педагог я или наставник? Самое интересное в том, что ответ на этот вопрос всегда разный. Порой перевешивает моё педагогическое Я  - преподаватель, который стремится донести до будущих специалистов основы профессиональных знаний. А порой, более значительный вес  - на чаше наставничества, как, например, сегодня, когда на меня возложена трудная, но почетная миссия представлять наш колледж на республиканском конкурсе «Лучший куратор ПОО».


          Успех педагога прирастает успехом его воспитанников. И вот лишь единицы из них. Екатерина Носкова  - инженер-метролог приборостроительного объединения, Никита Сафонов – успешный индивидуальный предприниматель, Вадим Файзуллин – один из лучших студентов ВСГУТУ, Игорь Черных – военнослужащий, участник СВО, Елизавета Чижикова – счастливая многодетная мама… 

Все они, такие разные, но состоявшиеся в жизни – «мои дети», выпускники разных лет.  Их успешность – мой успех. И этот вывод имеет несколько оснований.

          Будучи  куратором- наставником для своих студентов, всегда помню  о  возложенной на меня педагогической миссии  - целенаправленно содействовать процессу социально-культурного развития студентов, формированию их жизненного и профессионального опыта. Отсюда и  мое педагогическое кредо - воспитывать достойных людей, способных превозмогать свои трудности, развивать свой внутренний потенциал и направлять его на благо своей малой родины, нашей великой страны, мировой цивилизации.        Реализации кредо способствуют мои личные и профессиональные  качества: оптимизм, находчивость, наблюдательность, педагогическая интуиция и педагогическое предвидение.

          Осуществляя наставническую деятельность в условиях многозадачности, довольно часто приходится расставлять акценты, выбирать приоритеты. Но, как бы не менялись времена,  мои «четыре кита» в работе куратора – успешная адаптация, многостороннее сотрудничество, всестороннее развитие личности и эффективное самоопределение – всегда со мной и именно они  дают положительный результат.

          Адаптация проходит «красной нитью» через весь образовательный путь моего студента. Психолого-педагогическая поддержка «новичка» в колледже, социально-культурная адаптация в новых жизненных обстоятельствах, профессиональная адаптация студента-выпускника – ее основные этапы. Тот факт, что все мои подопечные группы отличаются высокими показателями учебной деятельности и трудоустройства,  демонстрируют активную жизненную позицию, отправляет «первого кита» -  в далекое плаванье, в котором много чего интересного.

          Педагогическое взаимодействие со студентами-подростками предусматривает установление множества связей – с самими студентами, с их родителями, с большой армией педагогов, психологом и другими участниками образовательного процесса. И вот отправился в путь «второй мой кит» - многостороннее сотрудничество -   процесс, в котором  куратор становится своеобразным «логистом», умеющим выстраивать цепочку связей, потоков информации и линий взаимодействия. Помогая ребятам установить конструктивные отношения со сверстниками, уделяю особое внимание профилактике девиантного поведения. В случае затруднений рекомендую психологическую поддержку. Обязательно сотрудничаю с родителями, ежедневно информируя их о состоянии дел в группе, стараясь уделять как можно больше внимания «победам» студентов над собой и обстоятельствами. Очень важно, чтобы родители были уверены в моем позитивном отношении к разным детям и  знали, что куратор действует только в их интересах. 

          Своим личным примером стараюсь настроить «струны души» своих воспитанников, тем самым работая над всесторонним развитием личности. Запускаю  своего «третьего кита». Активная по своей натуре, постоянно расширяю  кругозор, много путешествую, систематически занимаюсь самообразованием, пропагандирую здоровый образ жизни и  не испытываю никаких препятствий для проведения мероприятий разной направленности. Становлюсь «педагогом - менеджером», направляющим разнообразный потенциал каждого студента на достижение общих  целей.

Считаю важным приобщение студентов к культуре своего народа, так как обращение к наследию воспитывает чувство гордости и уважения к земле, на которой живешь. Серия классных часов о Бурятии, ее природе, этнокультурных традициях дополняется выходами в музеи и театры города, туристическими поездками по памятным историческим местам. Благо в этом деле сейчас появилось хорошее подспорье – Пушкинская карта, которую мы полностью осваиваем в течение учебного года.

Патриотическая тематика приобретает все большую популярность среди подрастающего поколения и, будучи верным  патриотом своей страны, я не могу этому не радоваться. Еженедельное участие студентов в церемонии поднятия Государственного флага РФ, Разговоры о важном, встречи с интересными людьми, мероприятия, посвященные подвигу военнослужащих и добровольцев – участников СВО – далеко не полный перечень  того, где мы со студентами и участники,  и организаторы. Чтобы понять их результативность, достаточно увидеть глаза «моих детей», их эмоции и чувства, что не подделаешь и не сыграешь.

Мои студенты, в большинстве своем – подростки. У них растет значимость собственных ценностей, а самооценка отдельных качеств личности перерастает в целостное отношение к самому себе и к сверстникам. Мы решаем разнообразные  тесты, устраиваем  тренинги, тем самым отвлекаясь  от деструктивных форм поведения. Постоянно беседуем на темы:  «Опасные привычки», «Как уберечь себя от СПИДа и наркотиков», «Проблемы отцов и детей в современном мире».

Познание «самого себя»  в мире людей способствует  осознанию своей будущей профессиональной деятельности. Этому призваны помочь профессиональные пробы и тренинги, посещение ярмарок, экскурсии на предприятия, практическое обучение. Здесь меня, как куратора, всегда поддержат и другие наставники «молодых профессионалов» – мастера производственного обучения и преподаватели профессиональных дисциплин.

          Никогда не отказываемся от участия в спортивных мероприятиях. Здоровье – наше все! А спорт – одна из его составляющих. Портфолио каждой моей группы пестрит грамотами, демонстрирующими личные и командные успехи студентов по борьбе, теннису, волейболу, баскетболу, армрестлингу. А я дополняю их успехи своими – участвую в соревнованиях по стрельбе и дартсу, посещаю Йога-центр, совершенствуя свою физическую и душевную организацию.

И вот так, в многообразии дел, каждый находит и выбирает самого себя…  Происходит самоопределение! «Четвертый кит» - мой самый любимый, вырос, окреп, стал взрослым.  А что остается мне? Отнюдь, не только пожинать плоды, но и продолжать работать, теперь уже в роли друга, соратника, который поможет расти дальше, совершенствоваться. И здесь на помощь мне приходит методика развития дивергентного мышления. Ведь именно оно позволяет по новому взглянуть на себя, на других, на жизненные обстоятельства. Оно генерирует нестандартные и неожиданные решения, открывает путь к новому, сложному, неизведанному. Но этот путь не страшен  моим студентам, они готовы, они пойдут. И я верю, я твердо знаю, у них обязательно все получится.      

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий